Книга Ваикра (Левит) посвящена жертвоприношениям и открывает книгу раздел с одноименным названием – Ваикра. Однако, в чем вообще смысл жертвоприношений? Может показаться, что жертвоприношения имеют отношение лишь к далекому прошлому, когда это имело смысл для живших тогда людей и соответствовало их миропониманию и укладу жизни. Но почему тогда мы живем с надеждой на возобновление жертвоприношений в отстроенном Иерусалимском Храме, с Божьей помощью вскорости, в наши дни? Для ответа на этот вопрос следует внимательно прочитать стихи, начинающие этот раздел – «Говори сынам Исраэля и скажи им: Когда человек (какой-либо) из вас принести пожелает жертву Господу». Если мы посмотрим на сказанное с точки зрения простого смысла, то речь здесь идет об изначальном желании человека принести в жертву себя, а не животное, ведь сказано «из вас». И каково же его окончательное действие? Об этом говорит окончание этого стиха – «из скота, из крупного и из мелкого, приносите вашу жертву». То есть, из этого мы учим, что жертвенное животное – это замена самого человека. По существу, мы видим здесь перенос случившегося в жертвоприношении Ицхака Авраѓамом на законы жертвоприношений всей общины сыновей Израиля. При этом, в заключении истории с жертвоприношением Ицхака (Акедат Ицхак) сказано – «Бог испытал Авраѓама», но не сказано «Бог испытал Ицхака», почему? Потому, что Ицхак, будучи праведником меры суда, желает быть принесенным в жертву в силу своей метафизической жажды близости к Богу. И это то, что ожидается от каждого человека, стремящегося приблизиться к Богу – «когда какой-то человек из вас пожелает принести жертву». Но, подобно тому, как это происходит с Ицхаком, когда вместо него был уготовлен баран в качестве жертвы, также и в нашем случае, после того, как мы выражаем свое желание быть посвященными Богу, мы получаем право на жизнь и сама наша жизнь получает божественный смысл. Когда человек готов принести свою жизнь во имя высшей цели, именно тогда его жизнь становится важной. И поэтому в продолжении сказано «из скота, из крупного и из мелкого, приносите вашу жертву». Законы различных жертвоприношений многочисленны и занимаются подробными деталями каждого из них. Сейчас я хочу остановиться лишь на одной из них. Есть закон о жертвоприношении быка в случае, когда Санѓедрин, собрание мудрецов Израиля, предписывает к исполнению ошибочный закон. И отсюда следует важный вывод о том, что и мудрецы способны совершать ошибки. Близость к Торе не наделяет человека способностью не совершать ошибки, ведь даже Моше рабейну, приблизившийся к Богу более любого человека, совершил ошибку, о чем прямо свидетельствует Тора. И это чрезвычайно важное положение учит, что обязывающим нас фактором являются моральные нормы, стоящие выше любого человека, то есть нельзя обожествлять человека. Только Святой, Благословен Он, не ошибается, тогда, как человек может ошибаться.