«Брит Шалом» — практические законы для Бней Ноах

Введение

В наши дни  человечество насчитывает около семи миллиардов человек. Ранее число людей в мире никогда не достигало таких размеров. Потенциал строительства, скрытый в таком большом человечестве огромен, и в то же время силы разрушения также велики.

В мире существует серьезное противостояние по вопросу о том, какими ценностями, мы должны руководствоваться в нашей жизни. Это противостояние, помимо прочего, усиливается из-за процесса, который сегодня обычно называют столкновением цивилизаций. В основном противоборство происходит  между западным и исламским миром, но последствия его очевидны также и в других процессах, таких как повышение статуса культуры Дальнего Востока и культуры Нью-Эйдж на противоположном конце света. Великие преобразования, которые произошли в человечестве за последние несколько веков и продвинули мир в очень значительной степени, также создали чувство растерянности и пустоты. Кровавые мировые войны стали дополнительной причиной разочарования в поиске позитивного будущего, которое могло бы придать смысл жизни человека.

В рамках этих бесконечных сражений между системами ценностей и другими силами также происходил процесс возвращения еврейского народа в свою страну и достижения им политической независимости. «Возвращение в Сион» имеет глубокий смысл для каждого думающего и ответственного человека в нашем мире, поскольку народ Израиля, как символ, занимает особое место во всех великих культурах мира, а также он оставил свой глубокий след и в коллективном подсознании человечества. Создание государства Израиль является для многих теологической загадкой или, по крайней мере, причиной для переосмысления процессов истории и места, который Танах занимает в ней. Эта ситуация требует, чтобы еврейский народ ответил на очевидный вопрос со стороны других народов: «а что вы должны нам сказать»? Израильское общество долгое время было занято исключительно борьбой за выживание и заботой об экономическом благополучии, поэтому обсуждение духовных вопросов, характерное для еврейской традиции, происходило только во внутреннем пространстве, и не было связано с общей культурой. Сейчас настало время прояснить универсальное послание иудаизма и тот вклад, который он обязан внести в новую эпоху, для построения нового мира.

Эти наши заметки являются предложением возобновить диалог между Израилем и народами. Эта работа, представленная ниже читателю, занимается практическими законами (галахой). Но важно понимать, что галаха — это всего лишь одна ветвь целого комплекса духовного и нравственного мира, как человечества в целом, так и иудаизма в частности.

Одной из проблем, в отношении которой сегодня существуют разногласия в мире, является вопрос о месте Бога и человека. Западная культура унаследовала от греческой философии представление, что человек является центром всего сущего, а Бог, если он и присутствует, то находится на периферии. Согласно этой концепции, идеальным режимом является демократия и, в частности, либерализм. Из этого подхода вытекает с необходимостью полная свобода человека и, как следствие – вседозволенность.

С другой стороны, исламский мир не разделяет эти базовые положения и придерживается традиционной позиции, согласно которой Бог является абсолютным центром всего, а человек находится на периферии в полном подчинении Богу.

На первый взгляд, представляется, что в этом противостоянии не может быть достигнуто примирение и понимание. Тем не менее, эти две цивилизации могут пойти навстречу друг другу с целью примирения, если они только прислушаются к уникальному посланию иудаизма. Согласно еврейской традиции, в центре находится не Бог и не человек, а диалог между ними, партнерство человека в завершении Творения Мира. При этом исчезает непримиримость разногласий, которые мы описывали выше. Есть симпатия между Творцом и его творением. Эта симпатия проявляется, как в индивидуальной, так и в общественной жизни. Партнерство Творца и Человека фактически реализуется в нашем поколении, в процессе «Возвращения в Сион» и в возвращении Божественного Присутствия в среду Его народа в Государстве Израиль.

Есть еще один вопрос, связанный с ценностями, который беспокоит нравственных людей, и это вопрос единства ценностей. Пока что еще не найдено идеальное решение по объединению ценностей, на вид противоречащих друг другу. Например, этот вопрос возникает с особой остротой, по отношению к милосердию и закону. Христианство оставило нам в наследство представление о том, что милосердие, и только оно, является исключительной моральной ценностью, и это представление проявляется во всех областях западной культуры. Ислам же неизменно придерживается подхода, в котором только суд во всей его строгости, выражает волю Бога.

И в этом вопросе иудаизм также приходит на помощь человечеству. Библейские и талмудические традиции учат нас, как на деле возможно добиваться единства ценностей. Высший моральный идеал это «делать милосердие и справедливость» (Бытие 18:19). Практическая реализация этого единства проявляется как в войнах Государства Израиль, несмотря на всю клевету направленную против него, так и в политической и социальной структуре страны, для которой характерно справедливое обращение с враждебным меньшинством внутри него.

Человечество знает, что народ Израиля служит каналом для передачи Откровения воли Бога, носителем  пророчества. Известно, что именно поэтому у Израиля есть особая функция, быть «Светом для народов». Центральное место еврейского народа, в передаче Слова Бога, можно уподобить роли сердца среди прочих органов человеческого организма (Кузари, 2:36). У нас нет заносчивого чувства  превосходства, но мы осознаем свою ответственность за исправление мира. В отличие от других подходов, претендующих на универсальную роль, которые проявляют себя как империалисты, навязывающие свою идентичность всем остальным, иудаизм не стремиться уничтожать чье бы то ни было культурное богатство и, наоборот, довольствуется ролью передачи Света, и не претендует на власть. Поэтому, когда пророки описывали будущий идеал, они говорили  о том, что каждый из народов будет получать специфическое наставление от Израиля, различное для разных народов, общественных структур и частных людей, в соответствии с их уникальной идентичностью: «И пойдут многие народы, и скажут: давайте взойдем на гору Господню, в дом Бога Яакова, чтобы Он научил нас путям Своим и чтобы пошли мы стезями Его» (Исая 2:3).

В рамках традиции иудаизма, внутри Бейт-Мидраша (Дома Учения) существует целая область изучения, известная как «Учение Бней Ноах (Сыновей Ноя)», и она знакома еврейским духовным учителям многих поколений. В годы изгнания это изучение носило чисто теоретический характер, но после возвращения народа Израиля в свою Землю многие люди, принадлежащие к разным  народам стали проявлять практически интерес к содержанию этого учения, которое включает, среди прочего, подробные практические рекомендации и законы. Поэтому я посчитал правильным написать для тех, кто в этом заинтересован,  книгу законов (галахот), своего рода сжатый и краткий «Шульхан Арух», в котором рассматриваются основные правовые нормы, касающиеся каждого мужчины и женщины, причисляющего себя к Бней Ноах.

Эта книга, «Завет Мира», занимается практическими вопросами, она дополняет молитвенник для Бней Ноах, «Завет Мира», который посвящен духовной жизни. «И заключу с ними завет мира, завет вечный пребудет с ними» (Иезекииль 37:26).

Я благодарю тех, кто помогал прояснять тонкости законов и помогал в поисках их источников: раввина Малко Сопира, который занимался подробным разбором различных прецедентов, раввина Йехиэля Эрлиха, который не жалея своего времени самоотверженно посвятил его этому святому труду. И да наградит их Бог за это  сполна.

Я надеюсь, что эта книга будет угодна Богу и людям.

Рав Ури Шерки,
Иерусалим, 2020


Эта книга находится в последней стадии подготовки к печати .
Будем благодарны, если вы найдете возможность помочь нам в осуществлении этого важного проекта — пожертвовать на издание.

Back to top button
Translate »
Close