Арарат, выпуск | 03 | суббота Берешит

зима 5781, 19.10.20


С

Божьей помощью, в эту субботу мы снова начинаем Тору с начала. С чего начинается Тора? Не с истории создания народа Израиля, а с истории всего мира, неодушевленного мира, растений, животных и людей.  После того, как создан весь мир, рассказ Писания сосредотачивается на человеке: сначала на определении человека, потом говорится о наделении животных именами, а потом о разделении человека на мужскую и женскую части, после этого рассказывается о грехе и изгнании из сада Эден, о совершении первого убийства. Писание включает в себя описание дел поколений до Ноаха, результатом которых стало появлением Ноаха и его сыновей.  Этим завершается базовое определение человека. Затем происходит формирование народа Израиля, но это происходит без уничтожения остальной части человечества, как это было при поколении Ноаха. Мы стремимся к тому, чтобы все человечество могло чувствовать себя нормально и развивать свою человеческую идентичность в позитивных направлениях.

В эту субботу мы имели честь опубликовать статью рава Шерки об определении Бней Ноах, статью рава Хаима Гольдберга, разъясняющую смысл ответа на знаменитый вопрос, зачем нужно было начинать Тору с описания сотворения мира?  А также мы написали о том, как Бней Ноах справляются со своими проблемами в разных частях мира.

редакция Арарат


открыть статью в отдельной вкладке >>

1.Признание пророческого послания, которое несёт народ Израиля

Бен Ноах – это название определённой человеческой идентичности, которой иудаизм придаёт особый статус. Речь идёт о человеке не из еврейского народа, который, осознав пророческое послание, которое несёт народ Израиля, решает принять на себя несколько заповедей.

Эта человеческая идентичность связана с Ноахом, так как согласно еврейской традиции, только у Ноаха была полная минимальная конституция человеческой морали. Эта конституция позволяет, помимо прочего, слышать слово Всевышнего.

Идентичность Бен Ноах характеризуется, прежде всего, в принятии и соблюдении семи повелений, называемых семи заповедей сынов Ноаха. Принятие подразумевает видеть в них обязательную норму. Соблюдение подразумевает практическое исполнение повелений.

В «Законах царей» 8:11 Рамбам разделяет две категории Бней Ноах: праведники народов мира и мудрецы народов мира. Праведник народов мира - это тот, кто исполняет семь заповедей сынов Ноаха, исходя из признания Бога Израиля и того факта, что Он заповедал их исполнение. Мудрец народов мира - это тот, кто исполняет семь заповедей сынов Ноаха, потому что считает их разумными. Бней Ноах обоих видов – люди возвышенные, и существует сложная дискуссия, кто из них предпочтительней.

  1. Заповеди, как основа связи с Богом

Задумаемся над смыслом этого разделения. По мнению Рамбама, от человека, который хочет стать праведником народов мира, требуется принять семь заповедей сынов Ноаха, исходя из признания Бога Израиля (и поэтому он должен сделать это перед бейт-дином – тремя религиозными евреями). Гмара описывает, как в процессе истории семь заповедей сынов Ноаха утратили силу, поскольку человечество не исполняло их. Гмара задается вопросом о сути этой отмены – как невыполнение определённых требований способно отменить их – и отвечает: требования не отменены, но теперь будут исполняться не как заповеди Всевышнего, а как личное решение человека. На первый взгляд, это выглядит как подъём на определенный уровень и признак взросления человечества, но на самом деле речь идёт о падении. Отныне каждая из этих заповедей будет продвигать человека к личному совершенству, однако не будет обеспечивать ему связи с Божественным.

Рав Йеѓуда Ашкенази (1922-1996, один из лидеров французского еврейства) видел в словах Гмары описание процесса, который происходил при зарождении христианства. Когда Павел отменил заповеди, община первых христиан из города Коринф стала вести себя непотребно. Павел написал им послание и постановил: все позволительно, но не всё полезно[1]. Иными словами: нужно продолжать практическое соблюдение, но не как заповедь, а как естественную мораль. В христианской душе есть опасение построить связь с Богом на основании заповедей, потому что человек не может их не нарушать, и тогда связь может прерваться. Поэтому они предпочли строить связь с Богом по другому каналу – каналу веры, а заповеди исполнять как естественную мораль.

Поэтому можно сказать, что, когда человек формально принимает на себя эти семь заповедей, исходя из признания Бога Израиля, он возвращается к изначальному состоянию человека, когда исполнение заповедей служило основой для связи с Божественным.

  1. Сохранение разнообразия идентичностей

Что касается самих заповедей, то подавляющее большинство их сформулировано негативно: не убивать, не воровать и так далее. Иудаизм намеренно не дает позитивных определений в служении Всевышнему для Бней Ноах, потому что это служение отличается в зависимости от идентичности каждого народа. Если бы было дано позитивное указание, как следует служить Всевышнему, это бы исказило уникальную идентичность представителя каждого народа, и в конечном итоге мы бы получили вид культурного империализма.  Аксиома иудаизма в том, что изначальная человеческая идентичность разветвилась, и каждый народ и культура выражает лишь определенное измерение человеческой идентичности, определенный способ быть человеком, один из путей познания Бога. Поэтому иудаизм стремится объединить разные человеческие идентичности через партнерские отношения, для того чтобы восстановить изначальную человеческую идентичность. Если так, то духовная работа в соединении со Всевышним - общая для всех людей, кем бы они не были, пока они исполняют практически эти семь заповедей. Иногда, из-за испорченности общества, человеку необходимо отдалиться от него, чтобы возвыситься духовно, но в обычном состоянии он способен продвигаться в той культурной среде, к которой относится.

[1] Первое послание св. ап. Павла к коринфянам, 6:12.


открыть статью в отдельной вкладке >>
Известен вопрос Раши в начале его комментария к Торе. И его ответ в нашем поколении имеет большое значение для понимания наших прав на Землю Израиля[1]. Лидерам государства с самого его основания помогала такая интерпретация. Пожалуй, самый лучший пример этому – это слова Бен Гуриона: «Танах – это наш мандат (право) на Землю Израиля». В то же время неудивительно, что на протяжении истории на вопрос Раши были другие ответы – в том числе и от нееврейских мыслителей.

Откуда происходит человечество?

Около трех лет назад мы провели семинар для общины Бней Ноах в Южной Африке. Для них было очень важно провести нас в музей, который был специально построен ООН, чтобы «просвещать» местное население, которое считается отсталым. Музей, в котором подробно объясняется, как человек произошел от обезьяны.

Наши хозяева, как верующие люди, в разговоре с нами подчеркивали - насколько это противоречит подходу Торы. С другой стороны, как следствие их обиды от того, что их считают «отсталыми», на протяжении всего нашего визита они старались продемонстрировать нам свою веру в тот факт, что первый человек, созданный на Земле, появился в их стране, в Южной Африке, а оттуда распространился по всему миру. Эта вера дает им оправдание для ощущения превосходства над всеми народами Африки, а также над народами в целом.

Вопрос о расовом превосходстве породил соперничество, которое существовало на протяжении всей истории. Все расы стремились проследить свою родословную до первого человека, отказывая другим народам в праве такого происхождения. И соответственно, люди других рас и народов считались низшими существами, отстающими в своем развитии, что оправдывало их эксплуатацию и лишение их основных прав, вплоть до отказа в праве на жизнь.

Народ Израиля не пренебрегает происхождением народов мира и процессом их исторического развития. Первые главы книги Берешит занимаются происхождением других рас, их местонахождением в мире и их назначением - за тысячи лет до того, как еврейский народ вошел в историю. И здесь мы можем дать дополнительный ответ на вопрос о том, какой смысл в том, чтобы начинать Тору с сотворения мира: предоставить равные права всем народам. Нет пренебрежения к человеку.  У всех людей есть образ и подобие Всевышнего, как сказал рабби Акива в трактате Авот: «Возлюблен человек, ибо создан он в образе (Творца)».

У кого есть возможность навести порядок?

При простом чтении стиха, описывающего сотворение человека, в выражении «создадим человека» глагол стоит во множественном числе, откуда можно решить, что у Бога были партнеры при сотворении человека. Рамбан[2] отвечает на это, и его ответ охватывает все человечество:

«И сказал Бог: «Сотворим человека…»» … правильное понимание простого смысла слова «наасе» (букв. «сделаем»), что Бог творил что-то из ничего («бара») только в первый день, а затем из этих созданных элементов формировал и делал («йецер» и «аса») …

То, что Он сказал о человеке «наасе» (сделаем), означает, что Я и упомянутая выше земля «сделаем» человека: что ты, земля, сделаешь его тело из своего основания, когда ты сделала скот и других живых существ, как написано (ниже 2:7): «И создал Бог человека из праха земного и вдохнул в лицо его дыхание жизни, и стал человек душою живою».

И сказал (Бог): «По образу Нашему и по подобию Нашему», потому что по строению своего тела он (человек) похож на землю, из которой он взят, и по подобию - на дух Всевышнего, у которого нет тела, и который не умирает.

И сказано далее в Писании, что «по образу Божьему сотворил (Бог) его», чтобы рассказать о чуде, которое (Творец) сделал для человека, что отличает его от других созданий.

И этот простой смысл Писания, который я нашел у рабби Йосефа Кимхи[3], и это представляется нам наиболее правильным…, и отсюда видно, что человек подобен как низшему, так и высшему …».

Это объяснение Рамбана, с одной стороны, относит человека к миру природы, и, с другой стороны, его духовная сущность отделяет его (от этого мира) и дает ему власть над природой, придает ей форму, оплодотворяет и организует ее.

В чем же смысл начинать Тору с Берешит? Научить нас, в чем состоит предназначение человека в мире. По сравнению с хаосом первого дня творения, человек, который приходит из низших (сторон мира) и (затем) использует дух Бога, чтобы установить в мире новый порядок. Как известно, события, описанные в Берешит, предшествовали появлению еврейского народа в истории. Так что этими особенностями наделен любой человек - не только потомки Авраама Ицхака и Яакова, даже если впоследствии последним будет отведена роль священников.

Братство народов, происходящее из единства происхождения человека

Третий ответ дается мыслителями из народов мира. Важно помнить о политеистическом (языческом) взгляде на мир, который существовал в обществе, когда народ Израиля появился на исторической сцене. Разные народы верили в нескольких богов, подавляющее большинство которых подчинялось законам природы. Всех их превзошли ацтеки, в религии которых было более трех тысяч различных богов. Это мировоззрение имеет важный нравственный смысл, который напрямую влияет на поведение людей по отношению друг ко другу – как пишет Лоран[4], сравнивая это с учением Торы:

Разделение на народы первично и часто встречается в политеизме (многобожии), потому что его источник – это множественность авторитетов, так как каждый из них символизирует определенный народ. Несмотря на прогресс философии, в отношении мыслителей Греции и Рима можно утверждать, что у них было лишь слабое представление о братстве (народов), без внутреннего его осознания.

Подобное препятствие не стоит на пути концепции братства в Торе Моше. Единый Бог создал человеческий род, и, чтобы подчеркнуть принцип единства - как нечто важное, создал его (человечество) из одного человека. Даже женщина, которая была дана мужчине, взята от него, чтобы создать единство человеческого рода. Даже избрание еврейского народа было подчинено этому высшему и основополагающему принципу. И здесь мы можем вкратце резюмировать еще один ответ на вопрос: В чем смысл Берешит: чтобы научить нас единству Бога и творения.

В Торе есть братство народов между собой и с Израилем – не только в единстве творения, но и в историческом единстве[5], включая общее счастливое будущее. И, пожалуй, наиболее значительным преимуществом этой концепции является способность объединиться в конце времен, поскольку, если все мы происходим от одного предка, то мы братья, а не соперники. И несмотря на то, что Тора описывает сложные отношения между Каином и Ѓевелем, Авраамом и Лотом, Ицхаком и Ишмаэлем, Эсавом и Яаковом и первоначально между Иегудой и Йосефом, мы должны преуспеть в том, чтобы жить правильно – так, как описаны отношения Моше и Аарона: когда старший не только уважает младшего брата, но радуется в сердце его успехам.

А если мы спросим себя, в чем смысл начинать Тору с Берешит? Согласно этой точке зрения, сказано, что книга Берешит закладывает основу для слов пророков о «семьях народов», которые придут в Иерусалим, и что все мы будем жить в мире, вскорости и в наши дни.

[1] В своем классическом комментарии на Тору, Раши задает вопрос – почему Тора начинается с книги Берешит, где говорится о сотворении мира, а не с более поздних книг, где Бог дает еврейскому народу заповеди. Отвечая на него, Раши говорит, что это было сделано для того, чтобы народы мира не могли упрекнуть евреев, что они отняли Землю Израиля силой у живших на ней семи народов. Что это земля, принадлежащая евреям по праву – поскольку Сам Бог, Творец неба и земли, решил дать ее евреям.

[2] Рамбан, толкование на Берешит, 1:26.

[3] Кимхи, Иосиф бен Ицхак – комментатор, грамматик, поэт и переводчик. Родился на юге Испании около 1105 г., умер приблизительно в 1170 г. Его сын, Давид Кимхи – известный комментатор Танаха (Радак).

[4] Из книги бельгийского историка и юриста Франсуа Лорана: «История прав человека и международных отношений» (Histoire du droit des gens et des relations internationales)

[5] Стоит отметить, что тема потопа упоминается во всех основных культурах под разными именами. Как пример – Атлантида, и многое другое.


открыть статью в отдельной вкладке >>
С

момента распада Союза у жителей России и других республик бывшего СССР впервые появилась возможность сделать свой собственный религиозный выбор. Кто-то предпочел остаться в рамках традиционных для них религий – христианства или ислама, но кто-то – не находя в этих религиозных традициях ответа на свои духовные запросы, продолжил свои поиски в иных религиях.

Среди них были люди – и их с каждым годом становится все больше – которые обратили свой взгляд на еврейскую традицию. У людей несведущих часто бытует мнение, что иудейская религия очень закрытая, и ее практически невозможно принять постороннему человеку. Это отчасти справедливо – но с другой стороны, она имеет в этом смысле уникальные особенности: не навязывая другим народам единственно возможную религиозную систему, она признает за каждым народом возможность сохранения своей идентичности при условии принятия базовых законов человечества – так называемых семи заповедей сыновей Ноаха.

Нельзя сказать, что традиция Бней Ноах есть нечто, что появилось в последние десятилетия. О неевреях, обращающихся к Торе и еврейской традиции, упоминает еще Иосиф Флавий, говоря чуть ли не о десяти процентах жителей Римской империи, которые в той или иной степени интересовались еврейской религией. Можно вспомнить также о т.н. «ереси жидовствующих» – которые также были кем-то вроде современных ноахидов. Появившись в конце 15-го века в Новгороде, где иудаизмом заинтересовалось местное духовенство, оно затем проникло в Москву, где его последователями стали представители самых широких слоев общества, вплоть до семьи великого князя Ивана III (где «иудействующими» стали его невестка Елена и ее малолетний сын Дмитрий).

Но в целом, распространению идей иудаизма среди неевреев в прошлом сильно препятствовал официальный антисемитизм, принятый как в христианских, так и в мусульманских странах. Так что общины людей, обратившихся к Торе и еврейской религии, но при этом предпочитающие оставаться в рамках своего народа, не принимая всей совокупности заповедей иудаизма, стали активно возникать только в последние десятилетия 20-го века.  На данный момент движение Бней Ноах широко распространяется по миру – проникая как в богатые и развитые страны Европы и Америки, так и в слаборазвитые государства Азии и Африки.

Как уже было сказано выше, после того, как система государственного атеизма – вместе с распадом СССР – потерпела крах, многие обитатели русскоязычного пространства тоже пришли в своих духовных поисках к вере в Бога Израиля. Но поскольку путь Бней Ноах – это все-таки нечто на данный момент новое, как и для самих его последователей, так и для еврейских общин во всем мире, на пути желающих следовать этому пути возникает много проблем.

Автор данной заметки пока что еще новичок среди ноахидов, но некоторые моменты, характерные именно для движения БН, можно отметить даже не очень опытным и «невооруженным» глазом. (Заранее предупреждаю, что многие из этих моментов могут быть субъективными, кто-то может с ними не соглашаться и иметь свое видение ситуации - к примеру, более оптимистическое):

1) Русскоязычная община Бней Ноах по большей части виртуальная. Для любого верующего очень важно поддерживать связи с единоверцами, иметь возможность собраться для совместной молитвы или получения религиозных знаний. Пока что этой возможности лишено большинство русскоязычных БН, поскольку все они разбросаны на огромных пространствах бывшего Союза: хорошо, если в каких-то городах найдется хотя бы по несколько единомышленников. Поэтому община русскоязычных БН пока что чувствует свое единство только на просторах социальных сетей (как Facebook или Telegram) и во время общих уроков, проходящих на интернет-платформах (типа программы Zoom), но далеко не всем доступны встречи в реальной жизни.

2) Неопределенность и неоформленность религиозной жизни. Поскольку ноахизм – это явление все-таки новое, сами еврейские учителя и богословы пока не очень представляют себе – какой должна быть религиозная жизнь тех, кто называет себя Бней Ноах. Можно ли их учить той же Торе и всей совокупности еврейского богословского наследия, какой обучают евреев, или какая-то часть богословской традиции должна быть закрыта для посторонних? Раввины, следующие последней точке зрения, к примеру, считают, что БН могут учиться только тем моментам из Торы и еврейской традиции, где говорится о моральных заповедях (входящих в семь заповедей БН), но далеко не всей еврейской традиции.

3) Религиозная практика или «вера в душе»? Особенно много ломается копий, когда дело доходит до практической религиозной жизни: все согласны с тем, что никто из БН не обязан брать на себя исполнение всех 613 заповедей Торы. Но можно ли им вообще соблюдать что-то из еврейских заповедей в виде желательных действий – ради ощущения причастности к еврейской традиции и из любви к Богу? Либо это все строго запрещено для неевреев, и они должны ограничиться только «верой в душе», не имея никакой религиозной практики? В русскоязычном пространстве есть сторонники как одного, так и другого подхода, и они далеко не всегда готовы уважать чужую точку зрения.

3) Отсюда вытекает еще одна проблема: взаимоотношения еврейской общины и ноахидов той или иной местности. Может ли БН посещать синагогу во время общей молитвы или на праздники? Готова ли община принять его в качестве гостя, или он так и останется для нее подозрительным чужаком, от которого лучше держаться подальше? Приходилось слышать как о раввинах, говорящих БН: «добро пожаловать в общину», так и о тех, кто прямо заявлял, что «нам БН здесь не нужны». Это тоже своего рода «болезни роста».

4) «Бней Ноах всех стран, соединяйтесь?» Опять же, можно сказать: а зачем вам вообще пытаться «вписаться» в еврейскую общину. Создавайте свои общины. С одной стороны, это вроде бы правильно – но здесь не так все просто. Одно препятствие для создания общины мы уже назвали выше: это малочисленность последователей движения Бней Ноах и разногласия в вопросах религиозной практики.

Еще один момент заключается в том, такая община БН должна постоянно поддерживать связь с какой-то еврейской общиной, чтобы оставаться в рамках иудейской традиции. В противном случае через несколько лет ей грозит опасность выродиться в какую-то секту, которая будет иметь с иудаизмом очень мало общего.

5) Кто вы, ноахиды – «будущие евреи», мессианские верующие или «гуляющие сами по себе»? Еще момент, который затрудняет препятствует объединению ноахидов в общину: слишком разнообразное мировоззрение тех, кто причисляет себя к ноахидам и их представления о своем будущем. Приходилось общаться как с ноахидами, кто видит свой статус лишь временным, планируя в будущем пройти гиюр и стать частью еврейской общины. Так и с теми БН, кто продолжает разделять какие-то христианские убеждения, считая путь Бней Ноах чем-то вроде мессианского христианского течения: с верой в особую роль основателя христианства – его искупительную жертву, например. Также среди тех, кто причисляет себя к ноахидам, есть люди очень специфических убеждений, которых вообще трудно назвать иудеями или христианами, они вовсе не стремятся к объединению с кем бы то ни было, идя каким-то своим путем.

4) «Свой среди чужих и чужой среди своих». Такое двойственное, сложное положение человека, избравшего для себя путь БН, сказывается и на его отношениях с окружающими. Родные и друзья часто не принимают его выбор, считают его «предателем отеческой веры» - что может осложняться бытующими среди людей предрассудками относительно евреев и их религии. При этом еврейская община – как уже сказано выше – редко считает своим такого человека. Что делает его чужим как и для бывших единоверцев, так и для тех людей, чьи убеждения он вроде бы разделяет, обрекая его фактически на одиночество, когда с единомышленниками можно пообщаться только виртуально.

Наверное, может показаться, что нарисованная мною картина чересчур мрачная и пессимистическая, а на самом деле все не так сложно. Действительно, несмотря ни на что, будущее может быть вполне оптимистичным – наряду с проблемами, есть и позитивные моменты:

1) Во-первых, хочется от души поблагодарить активистов из израильской организации «Брит Олам» (основанную равом Ури Шерки) за их неоценимую помощь и поддержку БН во всем мире, - и, в частности, тех из них, кто помогает русскоязычным БН, разбросанным по просторам бывшего Союза (делая это часто безвозмездно, на чистом энтузиазме и из любви к своему делу).

2) Более того, русскоязычные БН, которых поддерживают израильские активисты из «Брит Олам», имеют опцию не только общаться в виртуальном пространстве и слушать уроки на платформе Zoom, но и попытаться найти свою вторую половинку – с помощью свахи из своих же рядов. А когда у человека есть спутник или спутница жизни, разделяющие его убеждения, он уже не одинок.

3) Еще один позитивный момент: тот же «Брит Олам» каждый год устраивает для русскоязычных БН семинары в Израиле, где они могут встретиться с единоверцами в реальной жизни на Святой земле.

4) Более того, в некоторых республиках бывшего Союза есть реальные общины БН (больше всего их в Украине, где люди всегда были более религиозно активные, чем, к примеру, в России). Что также внушает оптимизм относительно возможности создания собственных общин.

5) Last but not least. И самое, наверное, главное: если человек после долгих поисков все-таки понял, что нашел истину и смысл жизни – а большинство БН прошли долгий путь к Богу – он чувствует такую внутреннюю гармонию и счастье, что какие-то внешние трудности кажутся ему далеко не такими сложными, как может показаться извне.  Так что русскоязычные БН – несмотря на временные трудности - могут с надеждой смотреть в будущее.

(Автор активно работает в «Брит Олам», далее приводится его беседа с Ауримасом Г., бен Ноахом из Вильнюса)

К

ак человек, который руководит движением ноахидов по всему миру, я часто участвую в подобных беседах. Но на этот раз я был, поистине, поражен!

Ауримас захотел рассказать мне о той борьбе, которую пережили те, кто прекратил свои отношения с христианством и стал верующим ноахидом.

Мы знаем, что еврейский народ вернулся на свою землю и добился политической независимости. Возрождение еврейского народа имеет глубокое значение для всякого думающего и ответственного человека. Как свидетельствует вся его уникальная история, еврейский народ обладает уникальным статусом в мире архетипов, присущих всем великим народам. Они оставили неизгладимый след в коллективном бессознательном человечества[1].

Оказывается, совсем не просто оставить веру в божественность Иисуса и принять то, чему учит еврейская традиция относительно Библии и богословия. Каждый, кто проделал подобное драматическое путешествие - особенно те, кто не полностью принимает иудаизм, сталкиваются в течение своего пути с разнообразными вызовами, с которыми они должны научиться справляться.

Обращение всегда подразумевает свои собственные сложности. Когда человек становится ноахидом, он остается в рамках своего народа и семьи, и иногда приходится видеть даже межконфессиональные (супружеские) пары – ноахидов и христиан, которые учатся жить в гармонии.

- Это все началось с вопросов, с исследования христианства, - начинает объяснять Ауримас, - и когда я решил изучить каждую подробность христианского вероучения, мои знания об этом предмете стали весьма обширными. Настолько, что мои убеждения отдалили меня от окружавших меня людей.

- Но это была только вторая проблема, с которой мы столкнулись, - продолжает он.

- А какая же была первая проблема? – немедленно спрашиваю я.

- Все, во что я верил до сего дня, было ложным. Я был чертовским идиотом! – отвечает он.

Задумайтесь об этом на мгновение. Вы испытывали нечто подобное этому? Все, во что вы верили, внезапно оказалось под вопросом.

Это напомнило мне подобную историю, услышанную мной два года назад, от бывшего епископа, Сэма Гордона, который объяснял своей общине, почему он оставил христианство. Помимо всего остального, Сэм процитировал из Библии:

«…к Тебе придут народы от краев земли и скажут: "лишь ложь наследовали отцы наши, суетных (богов), от которых нет пользы". Может ли человек делать богов, которые не есть Бог?» (Книга пророка Йермиягу, 16:19-20).

Слушая Ауримаса, я смог почувствовать его ощущение гнева, обиды и обманутости – точно такое же, какое было у Сэма, когда он понял, что все его единоверцы заблуждаются насчет своих убеждений.

- Давайте продолжим, - попросил Ауримас.

В конце концов, это были лишь первый и второй вызов, о которых он упомянул.

(О двух других вызовах будет рассказано в следующих выпусках «Арарата»).

[1] Согласно психологу К. Юнгу, коллективное бессознательное – это некая коллективная память, общее подсознание, того или иного народа, в котором заложены основные, характерные для этого народа, убеждения и представления об окружающем мире и о людях (т.н. архетипы).

Оставить комментарий

Back to top button
Translate »