Арарат, выпуск | 05 | суббота Хаей Сара

месяц кислев, 19.11.20


Дата 27 хешвана пришлась на прошедшую субботу. Это день, когда Ноах и его сыновья вышли из ковчега и возобновили завет с Богом, приняв семь заповедей Бней Ноах. Этот день был установлен и принят многими общинами Бней Ноах как «Праздник человечества». В честь праздника рав Шерки установил особую молитву, и далее, в своей статье, рав объясняет, почему важно быть бен Ноахом.

Зив Горен написал статью, основанную на учении Маниту, в которой рассматривается связь между Авраамом и Ноахом - как прообразом взаимоотношений между Израилем и народами мира.

На исходе прошлой субботы мы получили печальное известие о безвременной кончине рава Йонатана Закса. Рав был одним из величайших толкователей иудаизма в нашем поколении. Дэвид Брукнер написал некролог в его память.

В нашем недельном разделе Хайей Сара Ицхак и Ишмаэль провожают в последний путь своего отца Авраама и хоронят его в пещере Махпела, в Хевроне.

Они делают это вместе, и каждый из них понимает, какое ему отведено место в духовном и физическом наследии отца. В союзе Авраама, который складывается сегодня, есть потенциал возобновления этой древней близости между братьями и народами.

Хорошей субботы и с праздником.

Редакция Арарат

Благодарим Тебя, Бога Небес и Бога Земли, за то, что Ты сотворил человека в образе Бога, и выбрал его из всех творений, и дал ему верные законы, чтобы жить в соответствии с ними, для того, чтобы приблизиться к Тебе и к Твоим путям. И за то, что оставил людей, чтобы продолжилась жизнь человечества после потопа, и выбрал Ноаха, чтобы его потомство размножилось, как пыль земная, и чтобы стали его потомки, как песок морской, и дал им Семь заповедей для всего человечества. Мы благодарим Тебя за то, что Ты выбрал Израиль, народ Твой, и Моше, раба Твоего, чтобы раскрыть через него Учение Твое, в котором есть Семь заповедей для потомков Ноя, и за то, что мы удостоились быть среди тех, кто любит и почитает Тебя, и ищет близость Твою.

Да будет угодно Тебе, чтобы был дан мир всему миру, чтобы все сыны человеческие взывали к Имени Твоему, и все грешники земли вернулись к Тебе. Признали и поняли все жители земли, что пред Тобою следует преклонять колени, лишь Твоим Именем следует клясться. И чтобы исполнилось то, о чем написано: "Ибо тогда изменю Я язык народов, сделаю его чистым, чтобы все призывали имя Господа, чтобы служили Ему единодушно"*. И как сказано: "И будет Гсподь царем на всей земле, в день тот будет Господь один, и имя Его – одно"**.

Да будет угодно Тебе, чтобы был построен Храм, вскорости, в наши дни, и поднимемся все мы принести в нем жертвы и приношения, и преклониться перед Тобой, в праздник Суккот, вместе с твоим народом Израиля, который Ты выбрал.

* Цефания 3,9
** Захария 14,9


открыть статью в отдельной вкладке >>

  1. Человеческий мир и стремление к трансцендентному

По мере того, как сменяются поколения, человечество всё более продвигается к мудрости и добру. Это продвижение становится очевидным – и, в особенности, в последних поколениях – в естественной человеческой среде, то есть, в закрытом мире.

Но вместе с этим, в человеке существует требование к встрече с трансцендентным (с тем, что находится за пределами мира, с бесконечным), чтобы придать смысл своему миру. Выдающиеся люди из всех народов способны иногда вырываться за пределы этого мира и там слышать слово Всевышнего. Но абсолютное большинство человечества нуждается в израильском народе для этого, поскольку израильское пророчество имеет трансцендентный характер. Более того, для полноценного обращения к области трансцендентного необходимо предварительное обращение трансцендентного к человеку, а подобное обращение мы находим только в народе Израиля. Поэтому причастность к Богу в наиболее совершенной форме зависит от принятия слова Всевышнего через народ Израиля.

  1. Пророчество даёт продвижение и надежду

Проясним это более подробно: можно посмотреть на всю жизнь человека как на цепочку ответов и вопросов. Человек что-то понимает, после чего задает вопрос, и этот вопрос освобождает в его сознании место для нового понимания. Когда приходит новое понимание, человек ощущает, что он находится в более совершенном мире. Так и идет процесс: каждое новое понимание создает возможность задать новый вопрос, и этот вопрос продвигает человека дальше.

Чем же заканчивается этот процесс – вопросом или ответом? Из вопроса Моше «покажи мне славу Свою»[1], который возник «после того, как не осталось у него преград, которые он не устранил» (по выражению Рамбама в Шмона Праким[2]), можно сделать вывод, что в конце человек остается с вопросом. На первый взгляд, это ведёт к отчаянию, но на самом деле, есть что-то удивительное в том, что цель непостижима для человеческого восприятия, ведь в итоге человек остается открытым к тому, что за пределами его самого. И в этом разница между философией Баруха Спинозы и миром пророчества. Мир Спинозы – это мир, в котором есть полное объяснение любым явлениям. Это закрытый мир, поскольку в нем невозможно продвигаться по-настоящему. В противоположность этому, мир пророчества – это мир открытый, потому что даже после того, как человек получает ответ, у него остаётся, что спросить. В таком мире есть серьезный смысл для продвижения, есть надежда.

Процесс возвышения, который происходит благодаря вопросам человека, ведёт его даже за пределы жизни. Так писал Маймонид о Моше (в предисловии к Мишне): … и была его смерть для нас, поскольку нам не хватало его, а жизнь для него на том уровне, куда он поднялся. И так сказали наши мудрецы: «Моше Рабейну не умер, но поднялся и служит в вышних». Процесс возвышения продолжается и в переходе между мирами.

3. Партнерство Бога и человека

Великие мифы народов мира хранят коллективную память человечества о времени, когда «боги гуляли по земле», то есть, божественное присутствие было близким и непосредственным. Иудейская традиция называет это ощущение «обитанием Шхины». Но историческая правда состоит в том, что знание Бога ушло и было забыто в сердцах людей, и единственный народ, который сохранил живую и качественную связь с Богом – это еврейский народ. Так писал, например, Блез Паскаль[3]: «Если когда-то Бог раскрывался людям, то нужно обратиться к иудеям, чтобы получить от них знание об этом».

Если так, то можно сказать, что заповеди, источник которых в откровении, ведут человека к той степени совершенства, которую можно достичь в сотворчестве с Богом. Человек призван к участию в завершении акта творения мира, то есть, к продвижению мира к той цели, которая лежит за его пределами.

И поэтому идентичность бен Ноах, - то есть того человека, кто принимает на себя заповеди как божественное гетерономное (идущее извне) руководство, придаёт жизни человека вечность и смысл. Поэтому она (идентичность бен Ноах) важна не только для него, но и как совместное творчество Бога и человека.

[1] Шмот, 33:18.

[2] Шмона Праким (Восемь глав) – предисловие Маймонида к его комментарию на трактат мишны «Пиркей Авот» (Поучение отцов).

[3] Французский математик и философ (1623-1662 гг).

Юрий Чопко из Тернополя: первый судья – Бен Ноах

Шалом вам, дорогие Бней Ноах, со всего мира. Разрешите представиться – меня зовут Юрий, фамилия моя– Чопко, я – судья хозяйственного суда из города Тернополь на Западной Украине. Пришел я к Торе несколько лет назад. Мотивов было несколько: самым важным был личный мотив. Всевышний мне показал, что дальше так жить – как я жил, больше не было возможным. Пришлось менять что-то в своей ситуации и, барух а-Шем, я пришел к ситуации, когда я начал меняться в сторону Торы. Дальше мотивы были такие, что я видел упадок в тех религиозных организациях, к которым я принадлежал, и вообще, вокруг. И я увидел, что та религия, к которой я принадлежал, несет тяжелую ответственность перед человечеством, особенно за две мировые войны и за те события, которые происходили в то время – за Холокост.

Заинтересовало меня в семи заповедях потомков Ноаха – как вы догадались, седьмая заповедь – об установлении справедливого суда. Оказалось, что это то, чем я занимался всю мою сознательную жизнь, по воле Всевышнего, - что я правильно выбрал свой жизненный путь. Только его нужно было чуть-чуть осветить – светом Торы. Тора для меня – как и для всех, это учение, это смысл жизни. Живя по Торе, я знаю, что я живу правильно, что так от меня Всевышний хочет. Развитие Бней Ноах я вижу в организации общин. Будучи единственным в своем городе, особенно хорошо вижу, как важно иметь общину Бней Ноах и все, что с этим связано. Так я вижу развитие событий. И желаю вам, чтобы в ваших странах и в ваших городах в ближайшее время множились общины, и чтобы вам Всевышний посылал мудрых учителей Торы, и чтобы посылал заработок, и в сегодняшней ситуации – крепкого здоровья. Будьте здоровы, дорогие Бней Ноах.


открыть статью в отдельной вкладке >>
В этой статья я хочу представить новый взгляд на взаимосвязь между Ноахом и Авараамом, увидеть в ней отражение взаимосвязи между человечеством и Израилем. Нижеизложенное написано в духе учения рава Иеѓуды Леона Ашкенази (Маниту).[1]

Маниту подчеркивает, что между описаниями образа Ноаха, в конце недельного раздела Берешит и в начале раздела Ноах, существует противоречие: в конце раздела Берешит сказано: «Ноах же обрел милость в глазах Господа» (Берешит, 6:8), и это означает, что он был спасен от наказания Потопа, потому что нашел милость у Всевышнего. С другой стороны, в следующем стихе, в разделе Ноах сказано: «Вот житие Ноаха: Ноах был человек праведный, непорочный в поколениях своих, с Богом ходил Ноах» (там же, ст. 9). Из этого мы учим, что Ноах был праведным, и в заслугу этого он был спасен от Потопа. И это же следует из продолжения рассказа: «И сказал Господь Ноаху: войди ты и все семейство твое в ковчег, ибо тебя увидел Я праведным предо Мною в этом поколении» (Берешит, 7:1).

Напряженность между этими двумя описаниями отражена также и в Талмуде: с одной стороны, сказано, что Ноах должен был погибнуть в Потопе, но спасся, так как понравился Всевышнему, а не потому что был праведником (трактат Санѓедрин, 108а). С другой стороны, Талмуд подчеркивает, что Ноах был не только «праведным в своих делах», то также и «праведным в своих путях» (трактат Авода Зара, 6а).

Это противоречие можно разрешить, сравнивая Ноаха с Авраамом, его потомком. О Ноахе написано, что он ходил «с Богом», а об Аврааме написано: Господь явился Авраму и сказал ему: Я Бог Всемогущий, ходи предо Мною и будь непорочен (Берешит, 17:1).

Здесь есть намек на разные уровни веры и образа жизни: праведность Ноаха привязана к Имени «Бог» (Элоким) и соотносится с Богом - Творцом законов всеобщего естественного бытия, включая естественную мораль. Ноах верен законам бытия. А Авраам верен Господу (четырехбуквенное Имя), а именно - Тому, Кто создал эти законы по Своему желанию и возложил на человека ответственность за исправление, которое еще нужно внести в Творение. Авраам может идти перед Господом и прокладывать пути откровения в мире природы, а Ноах может только сохранять то, что уже существует.

Это отличие особенно заметно, если рассмотреть реакцию Ноаха и Авраама на то, что их поколение или часть его приговорено к уничтожению. Когда Ноах слышит о приговоре Потопа, он не пытается повлиять на людей в своем поколении, чтобы они раскаялись, и не пытается повлиять на Бога, чтобы Он простил их. Авраам же начинает судиться с Богом из-за Сдома. Причина этого в том, что Ноах не знаком с тем, что скрывается за законами бытия, так как по законам природы за грех положено наказание, однако, если мы знакомы с Тем, Кто сотворил мир, то мы знаем, что можно раскаяться. Как сказал об этом Маниту: Ноах может быть спасен от потопа, но не может спасти других, как Авраам.

Таким образом, мы видим, что уровень праведности Ноаха не был настолько высок, чтобы он мог спастись от Потопа, но он все-таки нашел милость в глазах Господа. Это «нахождение милости» связано с тем фактом, что Господь видел, что от него может произойти Авраам. А именно, внутри Ноаха скрыт потенциал проявления в мире совершенной человеческой идентичности, которая раскроется в Аврааме. И хотя несомненно, что идентичность Авраама спасла Ноаха, тем не менее, мне представляется, что это что-то говорит о личности Ноаха и его потомков.

После выхода из ковчега Ноах приносит жертву всесожжения и удостаивается заключить союз с Богом, и, в соответствии с Торой, это первый случай, когда Бог заключает союз с человеком. Смысл союза в том, что Бог обещает, что больше не будет разрушать мир из-за поступков человечества, которое произойдет от Ноаха. И это означает, что Он полагается на это человечество, на потомков Ноаха, в том, что у него есть базовый моральный уровень, чтобы дать миру существовать, не подвергая его опасности разрушения.

Можно с определенной долей осторожности сказать, что Тора открывает нам, что человечество Ноаха и его потомков, несмотря на все войны, которые происходили на протяжении всей истории, и на весь антисемитизм, который проявлялся в нем - это человечество, у которого есть моральное ядро, которое может предотвратить повторение потопа и, более того, сможет породить идентичность, которая продвинет человеческую историю в позитивном направлении.

Может быть из этого можно понять, почему человека, принадлежащего к одному из народов мира, который решает следовать универсальному закону, открытому Творцом в Торе, называют «сыном Ноаха» (а не «сыном Адама», например). В некотором смысле, статус сына Ноаха согласно Торе, может привести к универсальной добродетели, которую мы ожидаем от народа Израиля, точно так же, как из Ноаха, в конечном итоге, вышел Авраам. И мы надеемся, что этот процесс может привести к диалогу с Творцом и новому откровению в мире.

На историческом уровне отношений Израиля и человечества, по словам Маниту, есть особая связь между развитием человечества и развитием народа Израиля. Например, Исход из Египта стал возможным не только благодаря Моисею или праведности Израиля в том поколении, но и благодаря состоянию, в котором было человечество в это время. Это поколение человечества было способно воспринять новую степень свободы, проявившуюся в мире.

Согласно Маниту, именно так следует понимать возрождение Государства Израиль после почти двух тысяч лет, в течение которых евреи жили в различных странах в изгнании. Вслед за равом Куком (Орот ѓа-мелхама, 3) Маниту утверждал, что в эпоху Просвещения, когда в Европе зародилась мечта о национальном государстве, основанном на моральных ценностях, создалась подходящая международная атмосфера, в которой могло быть создано Государство Израиль, целью которого было построить политику и закон на основе морали. Вот что он говорит о Французской революции, которая была самым ярким политическим проявлением эпохи Просвещения:

«В конечном итоге, сионизм мог зародиться только в эпоху Французской революции. Когда мир начал говорить о государстве, основанном на ценностях, несмотря на то, что это было абстрактное рассуждение, мечты философов, потерпевшие неудачу ... тем не менее, появилась возможность, при которой Яаков сможет сказать Лавану: «Сказал Яаков Лавану: отпусти меня, и пойду я в место свое и в страну свою» (Берешит, 30:25), и в это время был основан сионизм. Можно задуматься о государстве, основанном на моральных ценностях, а потом пойти и реализовать это.  Это сионизм, он происходил из той же культуры... Французская революция потерпела неудачу, но та же культура, та же эпоха породила сионизм, и это рождение света Машиаха бен Йосефа» (Цитата из его урока по книге «Врата света» [Шаарей Ора]).

В заключение отметим, что связь между Ноахом и Авраамом является двусторонней: Авраам спас Ноя от Потопа и дал ему возможность возродить человечество, и Ноах также подготовил почву для Авраама, стремясь к заключению завета с Богом, чтобы основать на нем человеческую культуру. Эта взаимосвязь между человечеством и народом Израиля существовала на всех этапах исторического развития, таких как Исход из Египта и создание Государства Израиль.

Я надеюсь, что и в наше время взаимосвязь между сыновьями Ноаха во всем человечестве и народом Израиля даст силы тем и другим вместе реализовать универсальное моральное видение, которого ожидает Творец.

[1] Обсуждение образа Ноаха взято из статьи Маниту на французском языке о недельном разделе «Ноах», в книге «Ибо из Циона…» («Ки ми Цион»), т.1, перевод Элиэзера Шерки.

В прошлую субботу, когда читался недельный раздел Ваира, рав Йонатан Закс оставил наш земной мир и покинул еврейский мир. Именно так - он оставил оба этих мира, так как каждый, кто читал его книги и статьи, ощущал, что их автор всей своей жизнью и всей душой был укоренен в обоих этих мирах.

Когда он рассказывал о том, как в молодости строил планы на жизнь, он говорил, что после изучения философии и экономики в Кембриджском университете он представил докторскую диссертацию в Королевском колледже Лондона и одновременно получил звание раввина. Он обдумывал три варианта продолжения своей карьеры: сделать блестящую академическую карьеру, предпочесть работу экономиста или практикующего юриста. Краткая и впечатляющая встреча с Любавическим Ребе изменила эти планы и направила его на другой путь - путь миссии и работы раввина. По словам рава Закса, на этом пути задним числом - хотя и другим способом, удивительным образом реализовались его прежние мечты. Он не ожидал, что станет также и профессором и будет читать лекции на эти темы перед крупнейшими общественными деятелями и учеными народов мира.

И, возможно, в этой истории, в которой есть несколько удивительных и неожиданных вещей – неожиданный ответ Ребе, удивительное исполнение юношеских мечтаний рава Закса необычным путем и удивительная личность самого рава Закса, наделенная талантами и способностью к мечтам, можно понять суть его учения и личности: способность удивлять. Раввин Закс удивлял нас почти в каждой своей беседе - независимо от того, представил ли он блестящее новое понимание Торы или разъяснял гениальным образом известный принцип, заново освещая его. Далее я постараюсь выделить три важные и неожиданные новшества, которыми он удивил нас.

Прежде всего, как уже говорилось, удивительным был его подход к Торе. Рав Закс был выдающимся толкователем Торы нашего поколения, но не из тех толкователей, которые специализируются на протаскивании верблюда через угольное ушко и не из тех, кто создает внутренний язык, содержащий различные коды, понятные только посвященным. Его Тора говорит на самом ясном и простом языке, понятном всем. Понятном каждому: каждому сердцу, каждому еврею - такому, как он есть, и, возможно, также каждому человеку - такому, как он есть. В этом смысле он преуспел в, казалось бы, почти невыполнимой задаче - создании (толкования) Торы и философского литературного жанра, предназначенного для беспрецедентно широкой аудитории: от интеллектуалов и ученых до простых людей. В преподавании Торы он умел объединить исторические факты, вопросы культуры и теоретические исследования, представить их изящно и ясно, и далее соединить все это с удивительными археологическими находками, с новыми психологическими теориями и цитатами из Шекспира - представить нам теорию жизни. В его подходе - как в стиле, так и в содержании, был слышен совершенно особый голос, призывающий к гармоничному единству между человеком (во всей его славе и величии) и Словом Бога. И, возможно, отчасти это уже относится к следующему вопросу - к удивительному характеру раввина, который показал себя в качестве еврейского лидера.

На самом деле, в последнем поколении нам казалось, что подход к Торе еврейских общин в диаспоре не имеет большого значения и влияния - в особенности это касается европейских общин. И внезапно появился рав Закс, и это было удивительно: это был крупный и опытный рав диаспоры, который ежедневно был занят проблемами еврейской общины, также он взаимодействовал со своими коллегами из других конфессий, и на этом фоне сформировалось все его учение и деятельность.

Он не стоял на позиции защиты или самооправдания, и он видел свою миссию не в обособлении и сохранении традиции. Он занимался активной деятельностью по формулированию принципов еврейской религии во всех ее деталях - с надеждой на исцеление такого великолепного и такого сломленного современного мира. Это сработало? Сложно спорить с фактами. Рав получил международное признание, внимание и влияние, которого не заслужил почти ни один раввин, и, как видно, в глазах западного мира в нашем поколении он был самым красноречивым и уважаемым оратором на тему иудаизма.

Его деятельность и признание включали в себя - опять же, уникальным образом - как мир разума и философии, так и мир религии, и мир государственной деятельности. Он появлялся в парламентах, посещал межконфессиональные конференции, налаживал личные дружеские отношения с мировыми лидерами (к примеру, проводил регулярные занятия с Тони Блэром) и неоднократно возвращался к важности послания, веры и завета в целом (фундаментального завета Ноаха, которое далее развивается в вере Авраама и в Торе). Он прояснил концепцию завета как основу человеческого существования и именно в том разнообразии, в котором признается существование другого и отличного (от нас самих), и, таким образом представляет собой основу для социальной и политической жизни. Это представляло собой альтернативу чуждым и оторванным от основ концепциям «общественного договора» и «мультикультурализма».

В рамках этой деятельности рав Закс также вводил смелые новшества. Так что даже иногда казалось, что он специально сглаживает острые углы, чтобы донести до людей свои идеи. Но даже здесь стоит отметить важные принципы, на которых основаны его слова, и глубокое убеждение, с которым они были сказаны: раввин заложил новые основы для учения о пути между вечным Словом Бога и всей человеческой и мировой реальностью. И это делалось честно и требовало много размышлений. Он твердо верил в Тору Моше, в человеческую нравственность, а также в доброе сердце каждого из своих слушателей, которым был дан один Творец. И это важное и новаторское направление мысли, которое требует постоянной преданности своей миссии, достойно того, чтобы все мы у него учились и продолжали учиться - каждый в соответствии со своим путем и своим подходом.

Наконец, стоит отметить, как удивительно учение раввина Закса вошло в нашу жизнь. Я не видел, чтобы многие упоминали об этом на прошлой неделе, но, на мой взгляд, это не менее удивительно. Так устроен мир, что большой рав появляется и медленно вырастает в своем народе. Он растет, и растет число его учеников, он собирает вокруг себя многие общины (а в последние годы выходит даже в сеть интернет) – и вместе со всем этим, его имя также становится более известным. Рав Закс, в отличие от этого, появился в Израиле не более пятнадцати лет назад и штурмом захватил книжные полки - и сердца. И при этом он сам находился далеко за морем, не читал лекций на иврите и официально не отождествлял себя с каким-то конкретным «домом учения». Но в этом также проявлялся вдохновляющий и неожиданный характер рава Закса. И вдруг такое тяжкое для сердца событие (его уход из мира): если его влияние стало таким большим за эти короткие годы, кто знает, что бы мы смогли успеть, если бы ему было дано еще пять, десять или более лет, кто знает…?

Слова праведников - это их души и это память о них. Благословение, которое он оставил в своих книгах - уже опубликованных и которые будут опубликованы в будущем, теперь необходимо изучить, обработать и усовершенствовать. И пусть его уста двигаются там, в месте его упокоения, подтверждая наше понимание его Торы, и да будет он доволен результатом всех его усилий и всей его деятельности в мире.

Оставить комментарий

Back to top button
Translate »