Арарат, выпуск | 06 | суббота Вайеце

месяц кислев, 2.12.20


Специальная статья рава Шерки об отношении между личным служением в учении хасидизма и национальным характером Хануки в наши дни.

Мы включили в выпуск две страницы для самостоятельного изучения. Первая – это одно из выступлений рава Закса, благословенна память праведника, в его память, в 30 дней его ухода. Вторая страница: первоисточники для ѓалахот из книги «Брит Шалом» рава Шерки, которая занимается практическими законами бней Ноах.

Также мы поместили письмо Нецаха, бен Ноаха из Чехии, который рассказывает о своем личном опыте.
На исходе субботы, недельный раздел Хаей Сара, иерусалимское отделение Брит Олам организовало ежегодную конференцию в честь праздника Дня Человечества. В конференции приняли участие рав Ури Шерки, главный раввин Иерусалима рав Арье Штерн, писатель Эмуна Элон, Йоав Сорек, доктор Гади Тауб, журналистка Кэролайн Глик и профессор Меир Бузагло.

Те, кто заинтересованны участвовать в издании, стать автором статьи или заметки, пишите на почту: noahideworldcenter@gmail.com.

Редакция Арарат

открыть статью в отдельной вкладке >>

В месяце кислев отмечают две особые памятные даты, почти противоположные друг другу по своей сути. Первая - это дни с 19-20 кислева, которые в последних поколениях известны под названием: «Хасидский новый год»[1]. Вторая дата – это Ханука, отмечающая «восстановление царства Израиля» (Маймонид, законы Хануки, гл.3, п.1). Казалось бы, эти памятные даты относятся к совершенно разным областям. Хасидское учение рабби Исраэля Бааль Шем Това придает важность святости, присущей каждому отдельному человеку в Израиле, кем бы он ни был. Оно учит пути, которым каждый отдельный человек может приблизиться к Создателю - через молитву, через радость и приверженность цадику[2]. Все это относится к индивидуальной святости.

В отличие от этого, праздник Хануки - это вершина национального осознания. Праздник восстановления еврейского царства Матитьяѓу и его сыновьями, которые во главе организованной ими армии сражались против греческой власти Селевкидов в Земле Израиля. Это предвосхитило борьбу героев еврейского подполья за образование Государства Израиль в наши дни, начало роста нашего государственного избавления. И это целиком – святость общности. Казалось бы, высшее Провидение, поставив рядом эти даты, хотело отметить, что Избавление – это переход от индивидуальности к общности.

Однако, более глубокое и всестороннее изучение проясняет, что это не так, и что тут проявляется правило толкования: «общее, которое нуждается в частном, и частное, которое нуждается в общем».[3] И именно наш великий учитель, рав Кук, который придавал первостепенное значение святости общности как основе Избавления, одновременно разъясняя ценность индивидуального и его значение. В обсуждении идеи «индивидуального управления» (Гинзей Реайа, 6, стр. 16) рав разъясняет как из политического строя можно сделать заключение о путях божественного управления: «Таким образом мы видим, что усовершенствование общества во всей совокупности придает ценность и важность каждому частному лицу, и из этого мы можем выучить, что в божественном управлении[4], которое, безусловно, самое избранное и высокое из управлений, нет никакого различия между индивидуумом и общностью».

Но помимо равенства перед Провидением индивидуума и общности, есть аспекты приоритета индивидуального над общим, и это бытие сада Эденского:

«Иерусалим и, в особенности, место Сиона, учит о возвращении человеческого рода к высотам своего положения, и это касается народов, которые некогда были разделены, но вернувшись (к Богу), станут правильной и чистой группой. Однако, выше этого находится сад Эденский, в котором человечество вернется к вершинам величия индивидуумов - до такой степени, что не потребуются ни обучение, ни руководство, ни помощь общества, а только жизнь в саду Эденском, чтобы его обрабатывать и охранять, как длительное путешествие и удовольствие, наполняющее материю и дух утонченностью» (Квацим миктав йад кодшо (Избранные рукописи) т.2, стр. 77). «Возвращении общности человека к его божественной чистоте, которая выше всех разделений на народы, есть основание сада Эденского, который находится над этим миром» (там же, стр. 157).

Однако, в этом мире, а именно - в процессе истории народов, есть приоритет общности над индивидуальным, поскольку она является главной движущей силой колеса жизни:

«Поднять общность Израиля до самого высокого уровня, пока существует разделение народов в мире, это уровень, соответствующий месту Сиона» (там же, и Орот, стр.143).

В этих коротких словах раввин раскрывает нам корень стремления к святости отдельного человека как в эпоху Бааль Шем Това, так и в наши дни, в дни Избавления общности. Это интуиция просветления, приходящая из сада Эденского, прозрение грядущих дней совершенного мира.

Представляется, что этот вопрос тесно связан с общей дискуссией последнего поколения: между теми, кто придерживается сущностной концепции (эссенциализм) и концепции экзистенциализма. Приверженцы сущностной концепции верят, что человек есть ни что иное, как сумма его действий. Согласно этому, добродетель человека оценивается в соответствии с его отношением к другим людям: то, что у нас называется «между человеком и его ближним».

На основе такого подхода можно объяснить центральное место формулы «желание получать в противопоставлении желанию влиять» в учении рава Ашлага, автора комментария Сулам к книге Зоѓар, а в области философии - главенствующее положение этики в иудаизме в учении Эммануэля Левинаса, в которой человек оценивается по признанию им Другого. Такой подход необходим человеку для совершенствования идентичности.

С другой стороны, но не в противоположность этому, в учении рава Кука делается особый акцент на ценности человеческой души, которая является внутренним источником знания, дополняющим интеллект и эмоции. Из этого понятно, что в будущем человек сможет познавать Всевышнего из своей души без необходимости взаимодействовать с окружением, и это поднимет ценность личности на высшую ступень, когда каждый человек сможет сказать в полный голос: мир был создан для меня.

Чтобы исполнить великое предвидение, о котором пророчествовал Иермияѓу: «И не будет больше каждый учить ближнего своего и каждый – брата своего, говоря: "познайте Господа", ибо все они, от мала до велика, будут знать Меня» (Иермияѓу 31:33), необходимо сосредоточить изобилие жизни человечества в среде израильского народа с помощью развитого государства:

«Чтобы познать, что не только избранные единицы из мудрецов, праведники, назиры и святые люди живут в свете божественной идеи, а целые народы, исправленные и усовершенствованные в области культуры и государственного устройства, целые народы, включающие в себя различные слои - от образованной и возвышенной художественной интеллигенции, социальных, политических и академических кругов, до пролетариата во всех его видах, включая самые низкие и материальные (слои)» (Орот, стр. 104).

Только после реализации пророчества о государстве Машиаха, придет очередь просветления личности. И об этом писал наш рав Цви Иеѓуда Кук:

«Есть много места для видения будущего. Будущего, в котором не будет вообще еды и питья, в котором в конце дней наряду с всеобъемлющим универсальным космологическим совершенством вырастет также и индивидуальное совершенство, и не будет предпочтения одного человека по отношению к другому, но совершенная и здоровая общность, при получении собственного индивидуального изобилия без помощи других, только из общего жизненного изобилия, удовольствия от Света Божественного Присутствия, которое наполнит жизнь и бытие» (Ор ле-нативати (Свет моего пути), стр. 247).

Движение хасидизма ощущало, что над уровнем святости общего, которая освещает небеса человеческой истории, появится потребность в усилении общей святости до индивидуальной и более частной. Таким образом, в глубине изгнания, в то время, как общественная жизнь нации не могла быть выражена в реальной политике, учение хасидизма развило идею внутренней приверженности личности, чтобы добавить его в сокровищницу общности в преддверии обновления политической жизни в дни Возвращения в Сион. Новый год хасидизма в месяце кислев сам по себе является подготовкой к большому национальному празднику месяца - празднику Хануки, когда было восстановлено царство в Израиле.

[1] 19 кислева – это день поминовения Магида из Межерича (рабби Дов-Бер, Великий Магид - наследник Бааль Шем-Това) и день выхода основателя движения Хабада Альтер Ребе (рабби Шнеур-Залман из Ляд) из Петропавловской крепости. Этот день с давних времен отмечается как особый. См. респонсу Мин ѓа-Шамаим (С Небес) (раби Яков ѓа-Леви из Марвежа, 13 век), издание Маргалиота, стр. 52

[2]  Цадик: в хасидизме цадик (или ребе) — духовный вождь хасидской общины, на котором покоится Шхина (Божественное присутствие).

[3]  Одно из тринадцати правил толкования Писания раби Ишмаэля (рав Шерки применяет его к толкованию истории).

[4] Божественное управление (ашгаха пратит) – обычно это принято называть «божественным провидением»: суть этого понятия в том, что Всевышний не только сотворил мир и людей в нем, но участвует в судьбе каждого человека. Все, что происходит с каждым человеком не случайно, но является результатом персонального божественного руководства жизнью человека.

Книга «Союз мира» — практические законы для Бней Ноах

«Когда бывает у них дело, доходит оно до меня, и я сужу между одним человеком и другим, и объявляю уставы Божии и наставления Его»  (Шмот, 18:16).

 «Ты же высмотри из всего народа людей способных, богобоязненных, людей правдивых, ненавидящих корысть, и поставишь их над ними тысяченачальниками, стоначальниками, пятидесятиначальниками и десятиначальниками. И пусть судят они народ во всякое время»  (Шмот, 18:21-22).

 «Судите бедного и сироту, угнетенного и нищего судите праведно. Выручайте бедного и нищего, от руки нечестивых спасайте» (Теѓилим, 82:3-4).

 На людей, стоящих во главе общества, возложена[1] обязанность создать судебную систему для отправления правосудия.

Разве заповедано бней Ноах устанавливать правосудие? Вот ведь в барайте мы учили: Десять заповедей заповеданы Израилю в Мара, из них семь, которые приняли бней Ноах, и к ним были еще добавлены заповеди правосудия, субботы и уважения к отцу и матери. Правосудие, как написано: (Шмот 15:25) «Там установил Он ему закон и правосудие». Субботу и уважение к отцу и матери, так как написано (Дварим 5:11)  «как заповедал тебе Господь, Бог твой»[2]. И сказал рав Иеѓуда: как заповедал в Мара.

Сказал рав Нахман, сказал Раба бар Авуѓа: это понадобилось, чтобы дать заповеди установления Санѓедрина, порядка свидетельства в суде и предупреждения потенциальному преступнику.  Но, если так, почему же сказано: «была добавлена заповедь правосудия…»? Но так сказал Рава: это понадобилось, чтобы дать законы штрафов для преступников. Но и в этом случае следовало бы написать: «и были добавлены в заповеди правосудия». Но так сказал рав Аха бар Яков: это понадобилось, чтобы дать указание установить суды в каждом районе и в каждом городе. А что же, бней Ноах не было заповедано установление судов в каждом месте? Вот же мы учили в тосефте: «Также, как заповедано Израилю установить суды в каждом районе и в каждом городе, также заповедано бней Ноах установить суды в каждом районе и в каждом городе» (трактат Санѓедрин стр. 56б).

В чем заключается для сыновей Ноаха заповедь учредить справедливый суд? В каждом городе они должны назначить старейшин и судей, которые судили бы на основании этих шести заповедей и предостерегали народ от их нарушения. А сын Ноаха, который нарушил одну из этих семи заповедей, должен быть казнен мечом. По этой причине все мужчины города Шхема заслужили смертную казнь: ведь Шхем (сын правителя города) похитил [Дину, дочь Яакова], и они это видели и знали и не судили его. Сына Ноаха казнят по показаниям одного свидетеля и по приговору одного судьи, и без предупреждения о наказании, и по показаниям родственников; но не по свидетельству женщины, и не может женщина быть у них судьей. (Мишне Тора, Законы царей, 9:14)

[1]  Санѓедрин, 56б; Мишне Тора, «Законы царей», 9:14. 

[2]  В десяти заповедях, изложенных в книге Дварим: «Соблюдай день субботний, чтобы освятить его, как заповедал тебе Гсподь, Б-г твой.» (5:12), «Чти отца твоего и мать твою, как повелел тебе Господь, Бог твой» (5:16). И из этого на первый взгляд следует, что правосудие не было заповедано бней Ноах. 

Нецах бен Ноах, Тршинец, Чехия

Я родился и вырос в Чешской республике, в небольшом городке на границе с Польшей. Мой родной город Тршинец очень незначительный, так что большинство читателей без стеснения могут попытаться произнести его название (не боясь упреков – какие могли бы последовать, когда ты искажаешь название какого-то известного места).

Поэтому меня поразило, когда я узнал, что в моем городке когда-то была синагога. К моему сожалению, синагога была разрушена задолго до того, как я родился. В отличие от моих родителей и дедов, моему поколению повезло в том, что нам не пришлось терпеть тяготы коммунистического режима. Мне было два года во время раздела Чехословакии в 1993 году (на две республики – Чехию и Словакию).

Большую часть своей жизни я был христианином. Хотя, честно говоря, многие бы не согласились с этим моим утверждением по двум причинам:

  1. Многие члены моей семьи состояли в движении «Свидетели Иеговы» (особое течение в христианском мире, которое не все признают за христианское).
  2. Я был последователем мессианского иудаизма более десяти лет. Достаточно сказать, что мессианский иудаизм – это ещё одно спорное движение, и я был связан с ним значительную часть своей взрослой жизни - до того, как стал бен Ноахом.

Так как я стал бен Ноахом?

Мои родители оставили Свидетелей Иеговы до того, как я начал учиться в школе (поскольку были не согласны с определенными положениями их учения, и потому что организация сознательно лгала правительству в определенных вещах).

Когда мне было 15, мы начали ходить в местную мессианскую церковь. Со временем выяснилось, что лидер общины – лже-раввин, который искал только своей выгоды. И через три года, в течение которых мы были активистами в небольшой группе мессианских верующих, нам пришлось снова оставить свою общину. Но после этого мы продолжали быть мессианскими верующими ещё десять лет.

По мере изучения еврейских традиционных источников (Рамбама, Раши, Рамхаля и других), я подошел к осознанию такой важной вещи, что я больше не могу быть последователем мессианского учения (по многим причинам). Так что я начал искать живую связь с раввинами, верными Устной Торе.

В течение долгого периода мне было достаточно просто поглощать слова мудрецов, изучая их книги в английском переводе. Но чем больше я учился, тем больше укреплялся в понимании, что это не есть правильный с точки зрения иудаизма путь соединения со Всевышним. Это должно происходить не только через книги и интеллект, необходимо учиться под руководством живых раввинов, верных Устной Торе на протяжении поколений, насколько позволяли обстоятельства.

Недавно я нашел мировой центр Бней Ноах (Брит Олам) и установил там связь с человеком, который стал поддерживать меня. Я благодарен ему за то, что он дал мне возможность участвовать в переводе на чешский язык книги «Брит Шалом» (который еще находится в процессе). И за то, что он, не жалея сил, направляет меня и оказывает всестороннюю помощь. Благодаря ему и организации Брит Олам я наконец-то по-настоящему подключился к традиции Торы как бен Ноах и более не полагаюсь только на самостоятельное изучение (первоисточников). На сегодняшний день увеличивается количество бней Ноах, с которыми я нахожусь постоянно на связи. Мы даже основали небольшую виртуальную группу по изучению (иудаизма) в Чехии и продолжаем вдохновлять и поддерживать жизнь небольшой общины бней Ноах в Тршинце.

Слава Всевышнему!

К траурной дате «шлошим» - тридцати дней со дня смерти раввина Йонатана Сакса (Jonathan Sacks), благословенной памяти, мы подготовили небольшую подборку избранных цитат из писем раввина.

 Уверенность в моих отношениях с Богом не требует исключения возможности, что у других люди также есть отношения с Ним. Яаков был любим своей матерью, Эсав – своим отцом; но что мы можем сказать про любовь Бога, Который и не мать, и не отец, но как бы оба вместе и даже больше того?

Мы можем оценивать только наши взаимоотношения; мы никогда не узнаем об отношении других. Любим ли я более своих братьев и сестер? Или менее? И когда такой вопрос задается, то он с очевидностью приводит к раздорам между братьями. Но это неправильный вопрос, и лучше его не задавать.

Любовь неизмерима и несравнима. Яаков – это Яков, и он наследует завет. Эсав – это Эсав, и он получает свое наследство. Завет нужно заслужить, борясь за него из глубины своей души, как Яаков, чтобы познать, что лицо, имя и благословение принадлежат ему. Для того, чтобы Яаков смог примириться и быть в ладу как с Эсавом, так и с самим собой, ему следует сначала отказаться от желания подражать, оставить соперничество с братом и понять, что он – не Эсав, а Исраэль, который может бороться с ангелом Всевышнего, не уступая ему и не отступая от себя. («Не именем Бога», изд-во Магид, стр. 144).

… Сербы, хорваты и мусульмане (боснийцы) мирно жили вместе в Боснии на протяжении многих лет. Так же, как и племена хуту и ​​тутси в Руанде. Проблема возникает во времена перемен и волнений, когда люди обеспокоены и напуганы. Вот почему необходимы специальные средства защиты, и именно поэтому Библия так много говорит о памяти и истории, о предметах, затрагивающих самую суть нашей личностной идентификации. Мы должны помнить, что когда-то и мы были на противоположной стороне. Мы были чужаками – угнетенными, жертвами. И именно наша память как евреев заставляет нас осознать произошедшее изменение ролей. Обладая сейчас полной свободой, мы должны напоминать себе о том, что мы чувствовали, будучи рабами. («Не именем Бога», изд-во Магид, стр. 187).

… Ответственность не является неотъемлемой составляющей состояния человека. Напротив, люди на самом деле склонны отрицать ее: это была не моя вина (Адам); я не понимаю, почему я должен делать то, что мне следует, а не то, что я хочу (Каин); я несу ответственность за себя, а не за других (Ноах); мы отчитываемся только за себя (Вавилонская башня). Путь к ответственности долог, и на нем так много соблазнов остановиться, не дойдя до конечной остановки. Но если мы хотим реализовать в жизни в полной мере нашу человечность, у нас нет другого пути. Адам изгнан из рая Эдемского сада. Каин приговорен к вечному скитанию. Ноах погряз в пьянстве. Вавилонская башня не выстроена, и ее строители теряют общий язык. Ответственность – это условие свободы, и мы не можем пренебречь ею без серьезных потерь. («Исцелить разбитый мир», изд-во Магид, стр. 178).

... Вера означает понимание того, что Всевышний сотворил божественную справедливость, но только мы, действуя согласно Его словам, можем создать человеческую справедливость; и само наше существование в мире свидетельствует о том, что Бог хочет, чтобы мы совершали это. Ведь тот, кто бросает трудный вызов, делает это не для того, чтобы наказать испытываемого, а потому, что он верит в него. В основе этого призыва к ответственности (...) находится непоколебимая вера Бога в человечество. («Исцелить разбитый мир», изд-во Магид, стр. 244).

... Наш мир, может быть, не тот, в котором мы хотели бы жить, но он единственный, который у нас есть. Мы можем поднять руки, не сопротивляясь злу, которое в нем, а можем протестовать против этого зла. Это начинается с отчаянного вопля, который смолкает только тогда, когда мы слышим, как Судья всей земли призывает нас помочь и отстоять справедливость в человеческом мире, который мы создаем вместе. («Великое партнерство», изд-во Магид, стр. 247)

Вопрос:
Почему в Письменной Торе не написано прямо про Бней Ноах, про их Семь Заповедей и т.д?

Ответ рава Ури Шерки:
Семь заповедей не перечислены как отдельная единица или глава в Торе, но все они непосредственно следуют из прямого текста Торы:
1. Запрет идолопоклонства следует из стиха “Жертвующий богам, кроме одного Господа, да будет истреблен” (Исход 22:19) – и это относится ко всем народам.
2. Запрет богохульства следует из стиха “Всякий, кто поносит Бога своего, понесет грех свой” (Левит 24:15), – и это тоже относится ко всем людям
3. Запрет кровопролития следует из стиха “Кто прольет кровь человека, того кровь прольется…” (Бытие 9:6)
4. Запрет разврата следует из стиха “Ибо все эти мерзости делали люди сей земли, что пред вами” (Левит 18:27)
5. Запрет воровства следует из истории Иосефа, там сказано: “У кого из рабов твоих найдется [кубок], тот да умрет” (Бытие 44:9).
6. Запрет есть часть от живого животного: “Только плоти при жизни ее, крови ее не ешьте” (Бытие 9:4)
7. Заповедь установить справедливый суд следует из истории Шхема и Дины.

Ответ рава Иешаяѓу Холандера:
Бней Ноах, потомки Ноя – это все человечество, как это прямо описано в Торе, и их заповеди это заповеди всего человечества. При этом народ Израиля был выделен из всех народов, и ему даны дополнительные заповеди. Поэтому в понятие Бней Ноах сегодня входят все люди, кроме евреев.
При этом мы не можем однозначно сказать почему Семь законов не сформулированы как некая отдельная смысловая единица в Письменной Торе – как и вообще про многие вещи мы не можем знать почему Творец не объяснил их нам напрямую и не записал их в Письменной Торе. Я могу только лишь поделиться своими соображениями по этому поводу.
Тора была дана народу Израиля в определенной ситуации, когда еврейский народ представлял собой рабов, вышедших из Египта на свободу. И Тора была дана тогда, когда Всевышний посчитал это правильным – несмотря на то, что многие заповеди в момент Дарования невозможно было реализовать, поскольку они могут быть осуществлены только в Стране Израиля.
Другие народы не были в таком положении. В ту эпоху они были идолопоклонниками. Народ же Израиля принял на себя назначение быть “царством священников и святым народом”, что означает поручение объявить народам мира слово Бога, исходящее из Торы Письменной и Торы Устной.
Устная Тора представляет собой объяснения, которые получил Моисей из уст Всевышнего и передал Иеhошуа, Аарону, священникам-коѓенам, старейшинам и всему народу Израиля. И каждый человек воспринял их в силу своих способностей.
Маймонид пишет про христианство, что оно является продвижением в направлении правильной веры в Единство. При этом от Дарования Торы до христианства прошло около тысячи лет, и еще сотни лет прошли до следующего продвижения, – которым, по словам Маймонида, является ислам.

Продолжение в следующем номере
Все вопросы-ответы здесь

Оставить комментарий

Back to top button
Translate »