Арарат, выпуск | 07 | суббота Ваешев

месяц кислев, 20.12.20


На прошедшей неделе мы получили интересное письмо от Бен Ноаха с вопросом, касательно различных подходов к еврейскому религиозному закону – Ѓалахе и рав Шерки дает развернутый ответ, который мы публикуем. Мы также продолжаем публикацию статей рава Шерки в отношении ѓалахи для Бней Ноах, а также статью о роли Йосефа в истории еврейского народа. Мы рады представить вашему вниманию статью Иланы Маман-Шапиро, проясняющую смысл выражения «свет народам».

Период праздника Хануки знаменует праздник света во всем мире – в Китае празднуют с фонариками, хиндим – дивали, христиане, конечно, празднуют Рождество – во всем мире ощущается преобладание света над тьмой. В еврейской традиции победа ведет свое начало еще со времени первого человека, Адама, открывшего обновление света, заложенное в самой природе. Мы видим в этом благость Создателя, пронизывающую природу и у других народов также есть выражения этой благодарности. В еврейской истории это обновление света связано с Маккавейскими войнами, которые свидетельствовали, что еврейский народ способен возродить свою независимость и отстроить себя заново даже в период сгущения тьмы.

Да будет воля Всевышнего, чтобы мы удостоились стать частью процесса добавления света в мир!

Редакция Арарат

открыть статью в отдельной вкладке >>

С одной стороны, Яаков использует слова «неужели я, и твоя мать, и братья твои придем поклониться тебе до земли?»[1] как свидетельство того, что сон Йосефа не сбудется. Ведь мать Йосефа, Рахель, умерла, и невозможно, чтобы она пришла поклониться ему, значит и весь сон недействителен. Но с другой стороны, сказано «а отец его сохранил это слово»[2], и объясняет Раши: «терпеливо ждал, когда он исполнится». Значит Яаков знал, что сон настоящий, и в будущем он исполнится. Тогда как объяснить солнце и луну во сне, если луна не может означать Рахель? Видимо, Яаков знал, что он сам – и солнце, и луна вместе. Он – луна, поскольку Израиль считает времена по луне и занимает пассивную позицию в мире. Но он также и солнце, поскольку получил силу Эсава по первородству, благословению и в схватке у Пенуэля, когда засияло ему солнце, которое до этого светило Эсаву. И это сбылось, когда поклонился Яаков Йосефу в конце своих дней. Тогда было установлено, что календарь Израиля будет и солнечным, и лунным, чтобы включать в себя силу самоаннулирования, смирения перед Всевышним вместе с силой государственной и национальной активности.

Народу Израиля предназначено светить. «Сделаю тебя народом союза, светом народов»[3]. Однако мнения о путях достижения этой возвышенной цели исправления мира разделились. Йосеф-праведник полагал, что для этого нужно быть вовлеченным в общечеловеческую культуру и занимать влиятельный пост у народов мира. Исходя из этого, изгнание должно стать самой предпочтительной ареной национальной активности. И поэтому уже в юности он увидел сон о том, как его семья вяжет снопы, чтобы кормить весь мир, а звезды освещают тьму изгнания. И это сбылось. Йосеф стал снабжать пропитанием семью и помогать своим братьям в исправлении мира через Египет. Этот путь подходит для таких выдающихся людей как Йосеф, о котором сказал Раши: «А Йосеф был в Египте и устоял в своей праведности»[4]. То есть, только он мог остаться праведным в глубине Египта. Но это не подходит народу в целом, и, действительно, история доказала, что несмотря на все блага, которые принес Израиль народам в своем рассеянии, все равно в итоге вставал новый царь в Египте, который не знал Йосефа.

[1] Берешит, 37:10.

[2] Берешит, 37:11.

[3] Ишайя, 42:6.

[4] См. Раши на Шмот, 1:5.

Книга «Союз мира» — практические законы для Бней Ноах

Законы сформулированы равом Ури Шерки.
Основной источник связан с агадот о Сдом и Аморе.

  1. Важность судебной системы утверждается уже в самом начале истории Израиля. Об Авраѓаме сказано: «Ибо Я избрал его для того, чтобы он заповедал сынам своим и дому своему после себя соблюдать путь Господень, творя добро и правосудие» (Берешит, 18:19). Царь Шломо определил, что суд является одной из центральных функций государства: «Царь правосудием утверждает страну» (Мишлей, 29:4), Царь Машиах должен обеспечить достижение справедливости во всем мире: «И рассудит он народы, и даст поучение многим народам, и перекуют они мечи свои на орала, и копья свои – на серпы, не поднимет народ на народ меча, и не будут более учиться воевать» (Ишаяѓу 2:4).
  2. Поколение Потопа было осуждено на уничтожение за то, что они пренебрегали правосудием, как сказано: «Конец всякой плоти пришел предо Мною, ибо земля наполнилась злодеянием из-за них» (Берешит, 6:13).
  3. Законы государства должны быть справедливыми и честными. Сдом и Амора были уничтожены за то, что их суд был неправедным.1)

1) В Вавилонском Талмуде, трактат Санѓедрин, стр.109а-109б, учат мудрецы: Люди Сдома возгордились и стали грешить из-за излишнего изобилия, которое предоставил им Всевышний, и что сказано о них: «Земля, из которой всходит хлеб, снизу вся как огнем выворачивается. Место сапфира – камни ее; и в песке его – золото. Тропа неведома стервятнику, и коршуна глаз не видал его. Не ступали там хищники, не проходил по ней лев. На кремнистые налагает он руку свою, корни гор исторгает. Пробивает в утесах каналы, и все драгоценности видит его глаз» (Йов, 28:6-10). Рава толковал: К чему сказано «Доколе нападать будете на человека? Убиты будете, все вы – как стена наклонившаяся, (как) ограда накренившаяся» (Тѓилим, 62:4)? Научить нас тому, что люди Сдома, когда они положили глаз на богатых людей, то усаживали их под стеной, которая угрожала обвалиться, толкали ее и обваливали, так, что люди погибали, и после этого забирали их богатство.

Толковал Рава: К чему сказано: «Ночью роют подкоп к домам, а днем запираются, свет им неведом» (Иов 24:16)? Научить нас, что, когда они положили глаз на богатых людей, оставляли у них в залог душистый афарсемон, и хозяева оставляли его в своей сокровищнице, вечером же приходили заложившие этот плод и, как собаки по запаху, находили, где он спрятан, как сказано: «Возвращаются вечером, ворчат, как пес, и кружат в городе» (Тѓилим, 59:7). Делали там подкоп, так как понимали, что именно там хранится достояние богатого человека, и забирали себе его богатство. И сказано там: «Нагого на ночь кладут (нечестивцы) без укрытия и без одеяния в стужу» (Иов, 24:7), а также: «Осла сирот ведут к себе, вола вдовы берут в залог» (Иов, 24:3), а также: «Посягают на (чужие) пределы, захватывают скот и пасут» (Иов 24:2), и также: «А он на погребение с почестями поведен будет, и на могиле его поставят стражу» (Иов, 21:32).

И также постановили в Сдоме: Тот, кто переправился на пароме – должен заплатить один зуз, тот, кто не переправлялся на пароме, а вброд перешел реку – заплатит два зуза. Если у кого-то была стена из камней, каждый приходил и брал из нее один камень, и говорил хозяину: «Я взял всего лишь один камень», и так было, пока не забирали все. Если кто-то оставлял лук или чеснок для просушки, приходили к нему по одному, и каждый брал одну головку и говорил: «Я взял только один чеснок, ты же не будешь сердиться из-за такой мелочи?»

В Сдоме было четыре судьи, и их имена соответствовали их делам: Лжец, Обманщик, Фальсификатор, Искажающий суд. И они издали такие законы: «Если кто ударит жену своего ближнего, так, что у нее произойдет выкидыш, мужу женщины говорили: отдай женщину тому, кто ее ударил, чтобы он зачал ей ребенка вместо тебя. Если кто отрежет ухо у чужого осла, животное поступает в полное его распоряжение до тех пор, пока не отрастет отрезанное ухо. Если кто нанесет другому увечье, пострадавший вносит ему плату как за кровопускание. Кто пройдет через мост, уплачивает четыре зуза, а кто переберется вброд, – восемь зуз».

Попал туда однажды человек по ремеслу шерстобит. Потребовали с него четыре зуза мостовой платы. «Но ведь я мост не переходил, – возражал он, – а перешел вброд» - «Тогда уплати восемь зуз». Пошел он с жалобой в суд, а там его присудили к уплате восьми зуз за переправу через брод и отдельно - за кровопускание.

Элиэзер, раб Авраама, попал туда, и его тоже избили. Он пришел к судье потребовать возмещения за раны. Судья сказал ему: «Заплати ему за кровопускание». Тогда Элиэзер взял камень и поранил судью. Сказал судья: «Что это значит?» Сказал ему Элиэзер: «Отдай ему за меня плату, которая мне полагается за твое кровопускание, а мои деньги останутся у меня…».

Была там одна девушка, которая выносила хлеб бедным в кувшине, чтобы местные жители не увидели. Однако это открылось, обмазали ее медом и поставили на городской стене, прилетели осы и искусали ее до смерти. И об этом сказано: «И сказал Господь: велик вопль Сдома и Аморы (Берешит, 18:20)». И сказал рав Иеѓуда, сказал Рав: «Слово «велик» («раба») намекает на слово «рива» («девушка») - на ту, которую убили за то, что она делала добро людям. И за этот грех был подписан им приговор».

Перевод и комментарий основаны на разъяснении раввина Адина Штейнзальца к Талмуду.

Вопрос:

Обращаюсь к вам от своего имени, но тема и причина моего письма касается всех без исключения Бней Ноах. Меня зовут Павел, я Бен Ноах, г. Москва.

Основной вопросможет ли Бен Ноах соблюдать еврейские заповеди из числа 613 (и праздновать еврейские праздники), при условии, что Бен Ноах не собирается проходить гиюр, но дополнительно к ране принятым 7 заповедям Бней Ноах хочет выполнять еврейские заповеди  и праздновать еврейские праздники ?

Понимаю, что каждый из вас уже высказался по этому поводу, я знаком с вашими мнениями, но они взаимоисключающие.

Понимаю, что ранее у мудрецов Израиля не было единого мнения в этом вопросе, но сейчас, слава Б-гу, уже 5780 год и у нас есть вы – наши мудрецы, которые именно сейчас способны  с Б-жьей помощью разобраться в этом непростом вопросе, так как он сейчас более чем актуален.

От вас хочется услышать единое мнение по вопросу «дополнительных заповедей и еврейских праздников для Бней Ноах», невзирая на то, что раньше никогда не было единого мнения в этом вопросе. Допускаю, что его не было т.к. ранее и Бней Ноах не было столько, как сейчас. Может быть,  время  пришло  устранить взаимоисключающие точки зрения и дать нам единый  закон  для Бней Ноах?

Иначе получается, что многие Бней Ноах могут просто не знать, что они живут, нарушая Тору, хотя стремятся к ее соблюдению. А другие недополучают потенциальные заслуги из-за того, что не приняли на себя заповеди сверх 7-ми, хотя могли бы и хотели бы это сделать.

Кроме того, поскольку отсутствует религиозная традиция и праздники ноахидов – нас как магнитом притягивает к еврейской традиции и праздникам. Про праздники и традицию ваши мнения снова расходятся.

По факту: сейчас раскол среди Бней Ноах.

Это беда, т.к. мы никак не общаемся между собой и недоброжелательно настроены друг к другу. И как бы мы не делали вид, будто все в порядке – это не так. Уверен, что не помогут никакие примирительные слова от вас, поскольку  у одного раввина (с обещанием духовной награды) разрешено то, что по мнению другого раввина, является нарушением воли Торца.

Такая разница - это непреодолимый барьер. Например, лично я объективно не могу считать своим единомышленником того, кто, согласно взглядов моего учителя р.М.Вайнера, нарушает закон Торы.

Выяснять кто прав из вас у Бней Ноах нет ни возможности, ни желания, т.к. мы не знаем Тору. Но и следовать вашим рекомендациям как говорится безоговорочно и с полной уверенностью не получается, так как вы противоречите друг другу в важном вопросе «еврейских заповедей, праздников и еврейской традиции дополнительно к 7 заповедям Бней Ноах».

Мнение о том, что каждый выбирает себе тот путь ноахида, который ему «по душе» – лично я считаю не серьезными, когда речь идет об обязанностях по Торе и перед Творцом. Потому что, скорее всего, я выберу то, что мне будет более комфортно и приятно – но не факт что это будет правильный выбор с точки зрения закона.

На мой взгляд, при выборе ноахидом одной из ваших точек зрения недопустимо сравнение с тем, что «Творец создал этот мир разнообразным… и т.д.», так как из Торы мы учим, что это разнообразие должно функционировать в конкретных рамках, правилах, которые однозначно  определяют что можно, а что нельзя.

Этой однозначности в обозначенном вопросе к сожалению пока что нет.

То есть, кто из вас прав мы сами не разберемся, т.к. у Бней Ноах просто нет механизма для такого выяснения. Это можете сделать только вы сами. Возможно с привлечением иных раввинов, т.к. я не знаю каким образом у народа Израиля принято устранять такие весомые противоречия, которые (на мой взгляд) выходят далеко за пределы условно говоря «спора Гилеля и Шамая». И кстати даже в их споре все-таки было принято, что до прихода Машиаха Алаха по Гилелю, а с приходом Машиаха – по Шамаю.

А как быть Бней Ноах?

Таким образом, прошу Вас ответить письменно и максимально конкретно на следующие 5 вопросов:

  1. Ждать ли от вас консенсус в обозначенном вопросе, т.е. создадите ли вы правила служения Творцу для ноахида, которые будут приняты вами обоими как верные и однозначно будут считаться законом Торы для Бней Ноах по отношению к еврейским заповедям, праздникам и традиции? Если да – то когда, хотя бы примерно?
  2. Возможно ли, в принципе, придти к единому мнению по данному вопросу? Что для этого нужно? Либо Бней Ноах нужно смирится с тем, что всегда будут 2 взаимоисключающие точки зрения?
  3. В период, когда нет единого мнения от вас - чем руководствоваться ноахиду, стоящему перед выбором идеологии одного из вас, но при этом не желающего допускать со своей стороны нарушений Торы?
  4. Если нужно будет смирится с постоянным существованием двух взаимоисключающих мнений, то какой статус эти мнения имеют? Считается ли одно более основано на еврейском законе чем другое, либо они равны в своих законодательных характеристиках?
  5. Если нужно будет смирится, то укажите пожалуйста какова цель такой «легализованной разности» в отношении еврейских заповедей/праздников/традиции для Бней Ноах? Каким образом эта разность раскрывает ноахиду и миру величие Творца и способствует исправлению мира?

PS:

Это письмо с одинаковым содержанием направлено каждому из вас, поскольку вопросы в равной мере относятся к вам обоим как к раввинам, занимающимися темой Бней Ноах.

Заранее благодарю Вас и с нетерпением жду ответов!

И в любом случае спасибо Вам обоим за ваши труды

и за все, что вами сделано для распространения Торы народам мира!

 

Ответ рава Шерки:

Ответ Павлу:

Поднятый вами вопрос касается не только Бней Ноах, но и Бней Исраэль (сыновей Израиля). У евреев также нет единой галахи сегодня, и эта ситуация, вероятно, будет продолжаться до тех пор, пока не будет создан полномочный Санѓедрин заседающий в храмовой палате Газит.

Отмечу, что, хотя я и раввин Вайнер не во всем согласны, мы с уважаем и ценим друг друга и также проводим совместные мероприятия для широкой публики.

В той части еврейского закона (галахи), которая относится к евреям, также возможна ситуация, когда то, что делает один человек, другой может посчитать нарушением воли Творца.

Решение этой проблемы, которое было найдено еврейскими мудрецами, и которого мы придерживались на протяжении веков, заключается в том, что в отсутствие центрального авторитета каждый обычный человек должен следовать постановлению своего раввина. В таком случае, даже те, кто не согласен с решением этого раввина, убеждены, что человек исполняет волю Творца. И в этом вопросе есть согласие между всеми авторитетами.

Если же разобрать конкретный вопрос, могут ли Бней Ноах брать на себя дополнительные заповеди или нет, то все авторитеты согласны, что в семи заповедях есть много деталей, которые превращают их в обширное учение. Также все согласны, что Бней Ноах необходимы молитвы, благотворительность и милосердие, что необходимо изучать знание Всевышнего, учиться любви к Нему и трепету перед Ним. (Любавический ребе даже дал указание обучать Бней Ноах разделу из книги Тания, который называется "Шаар ѓа-ихуд ве-ѓа-эмуна" ["Ворота Единства и веры"], и это требует изучения многих сложных понятий).

И также есть согласие в отношении заповеди обрезания – что нееврей также может ее исполнить при желании. С другой стороны, те, кто считает допустимым для Бней Ноах брать на себя дополнительные заповеди (и таково мое мнение, и мнение многих других раввинов), тем не менее, считают, что есть многие заповеди, которые не относятся к Бней Ноах. Так что, все разногласия касаются, в основном, допустимости отмечать еврейские праздники.

Что же касается еврейских праздников, то даже в том подходе, где считается, что Бней Ноах не должны отмечать еврейские праздники, не говорится, что им следует запретить это делать. По этому подходу, следует запрещать Бней Ноах праздновать еврейские праздники, только если они живут под властью еврейского государства, что в наши дни невозможно реализовать на практике.

В любом случае, и те, кто запрещают Бней Ноах брать дополнительные заповеди, согласны, что если Бен Ноах делает то что, по их мнению запрещено, но поступает в соответствии с указанием своего раввина, то его поступок угоден Всевышнему. Поскольку он исполняет правило, что каждый человек должен следовать указаниям своего раввина.

С благословением,
Ури Шерки

Илана Маман-Шапиро

Понятие «свет народам» - это распространенное выражение, которым определяют миссию народа Израиля по отношению к народам мира. Почему для представления роли народа Израиля по отношению к народам мира из всех определений выбрано именно понятие «свет»? Обычно свет в нашем мире воспринимается положительно. Свет солнца необходим для жизни на планете Земля, свет необходим для зрения и реализации предназначения человека. Также в сфере понятий метафизических «свет» символизирует более возвышенный и осмысленный уровень бытия. Так, например, «просветленным» называют человека более высокого духовного и/или морального уровня. Человек, переживший просветление, считается более связанным со своей душой и со своим бытием.

В иудаизме понятие «свет» означает жизнь, духовность, пророчество, также Тора уподобляется свету. В каббале свет используется как образ божественного (Свет Эйн Соф – Бесконечный Свет, благословен Он). Свет появляется почти сразу же в рассказе о творении, когда он сотворен божественным речением «да будет свет»[1], и становится жизненно важным в процессе возникающего творения.

Свойства света уникальны, и размышление над ними позволяет увидеть, что особенность его в том, что он одновременно получающий и отдающий, подверженный влиянию и влияющий. Сущность и влияние света может изменяться в зависимости от количества света, его расположения, качества и других переменных. Еще одно уникальное свойство света – его скорость. Скорость света – это самая высокая скорость, известная науке. Лучи света движутся как волны, когда свет может двигаться единой волной, как, например, луч лазера, или же соединяться с другой волной света и создавать сложные световые структуры.

Лучи света позволяют различать оттенки цветов в зависимости от угла, длины волны света и места его преломления. Мы видим это свойство в многоцветной радуге.

Ещё одно свойство света – это способность возвращаться от поверхности, на которую он излучается, это явление называется «отраженный (букв. возвращающийся) свет», таким образом создается отражение предметов.

Свет может проходить через узкую щель и создавать широкий спектр форм, разделяющих свет на много световых пучков.

Когда мы исследуем свойства народа Израиля как «света народам» в сравнении со свойствами, описанными выше, мы проясняем новые смыслы его миссии.

Как и свет, народ Израиля имеет двойственную миссию получающего и дающего. Изначально народ Израиля питается и получает прямо от Творца духовно-душевный заряд, будучи уникальным, «избранным» народом, созданным Творцом для особой миссии. У наших учителей есть разные объяснения этого избрания. Они учат, что избранность - это уникальная духовная характеристика, реально существующая в каждом еврее, вне зависимости от того, знает ли он об этом или нет, и связан ли он с Торой и ее заповедями или нет. Связь Всевышнего с народом Израиля – это связь отца и сына, у них есть общий «генетический багаж», даже если сын об этом не знает.

Как отдельный человек, так и народ Израиля в целом, получает от Письменной и от Устной Торы, от наших учителей и традиций, которые передавались из поколения в поколение, от истории, культуры, от национального и семейного фольклора весь комплекс составляющих его идентичности.

И этот багаж двигает каждого человека из Израиля как индивидуально и внутренне, так социально и внешне. Как отдельная волна света и как часть общей волны он делает вклад в движение более широких процессов.

Свет народа Израиля – это свет, который поощряет размышление и выбор жизни, глубоко связанной с Творцом и творением. В этом свете выражена система ценностей и смысл, возвышающий добро и мораль, как определено Творцом, желающим блага своим творениям, всем творениям: «хвалите Господа все народы, прославляйте Его все племена, ибо велика милость Его к нам»[2]. Поскольку народ Израиля впитал способность изменять мир к лучшему, то назван по выполнению своей миссии «светом народов».

В книге Йешайяѓу, 42:6, Писание отмечает, что сама суть создания народа Израиля представляет союз между Творцом и творениями: «и буду хранить тебя и сделаю тебя народом союза, светом народов». Этот союз между народом Израиля и Творцом излучает народам свет познания Творца, Его единственности и единства.

Далее, в 49:6 описывается что происходит, когда народ Израиля действительно исполняет свою миссию в мире и представляет собой союз с Творцом: «и сделаю тебя светом народов, чтобы спасение Моё простерлось до концов земли». В этом стихе народ Израиля представлен как свет, который распространяется до края мира и распространяет свет познания Всевышнего и его единства, и волю Творца. Свет распространяется с разной интенсивностью, проходит иногда с большой ясностью, иногда через решетки и трещины, но несмотря ни на что, ему удается достичь края земли. Свет познания Творца несёт в своих лучах спасение народам мира. Суть этого спасения переплетена со светом, который несёт народ Израиля: свет ценностей милосердия, связи с Творцом, справедливости и уважения к человеку. Ценности, представляющие собой настоящее спасение миру, в котором слабый был угнетаем и попираем ногами сильного на протяжении сотен лет. Народ Израиля становится катализатором нового света, пробивающегося в мире. Это свет человечества, поднимающегося со своей ступени к лучшему миру, и этот отраженный свет есть отражение ценностей народа Израиля в ценностях возникающего мира.

А на горизонте, на краю земли видна радуга. Во всяком месте, куда достигает луч «света народам», возникает особенный оттенок знания Всевышнего и близости к Нему, уникальный для этого народа и этого места. Этот, уникальный для каждого места на глобусе оттенок рассеивается на оттенки и под-оттенки, так что у всех есть объединяющая суть единения с Творцом и народом Израиля как представителя Его слова в мире. В технологическую эпоху, в которую мы живем, послания народа Израиля распространяются со скоростью света во все края мира.

В продолжении пророчества Ишайяѓу в 60:1-3 мы видим, что источник света, названный «сверкающим сиянием твоим», - это слава Всевышнего, сияющая над народом Израиля: «Восстань, светись, ибо пришёл свет твой, и слава Господня взошла над тобою. Ибо вот тьма покроет землю и мрак народы, а над тобой воссияет Господь, и слава Его явится над тобою. И придут народы к свету твоему, и цари – к мерцающему сиянию твоему». Источник света, описанный в первом стихе – это слава Всевышнего, и народ Израиля принимает Его свет и начинает светить вовне. Второй стих объясняет, что это происходит в состоянии, которое называется «тьмой» и «мраком». Тьма – это по определению нехватка света, а мрак  - это густое облако, заслоняющее свет и ясность.

Раскрытие света Всевышнего над народом Израиля описывается в 3-м стихе как очевидное и естественно вытекающее следствие. Народы видят свет и выбирают идти на его свет. Тут нет переубеждения, нет сопоставления, а есть желание соединиться со светом и найти путь после переживания тьмы и мрака. Слово «мерцание» дает дополнительный смысл происходящему. «Мерцание» - это свет, приходящий издалека, как свет луны или звезд, достигающий земли. Свет зари также называется мерцанием, так как он раскрывает свет солнца задолго до его восхода. Сила этого света такова, что лидеры народа, «цари», узнают этот свет даже когда он ещё далёк, и ещё до восхода прокладывают путь к нему.

В Хануку мы видим конфликт между светом и тьмой, между желающими затемнить свет Всевышнего и теми, кто выбрал освещать мир своим существованием. Символично, что небольшой кувшин чистого елея осветил Храмовый светильник светом чистоты, и этот свет светил из Храма наружу, освещая весь мир. Как и тогда, несмотря на многочисленные попытки на протяжении истории погасить свет Израиля, наш свет только усиливается. И в наши дни возрождения народа Израиля на своей земле, пришло время исполнить нашу миссию быть «светом народов», и, как писал рав Йонатан Сакс: «вместе с Богом создавать мир, каким он должен быть».

[1] Берешит 1:3

[2] Теѓилим 117:1

Оставить комментарий

Back to top button
Translate »