Арарат, выпуск | 08 | суббота Ваигаш

месяц кислев, 10.1.21


открыть статью в отдельной вкладке >>

Писал Маѓараль из Праги[1], что невозможно было исполнение приговора об изгнании, вынесенного при союзе между рассеченными частями[2], пока число сынов Израилевых не достигло семидесяти, и поэтому только в нашей главе начинается спуск народа в Египет. Причина этого в том, что народ Израиля воздействует на мир только как народ, а не как отдельные личности. Семьдесят душ представляют собой костяк общества, начало народа. Это число не случайно, оно соответствует количеству народов, как сказано: «установил пределы народов по числу сынов Израиля»[3]. Но только на этапе, когда мы переходим от статуса семьи праотцев к статусу народа, возникает определенное подобие с народами мира, которое даёт им силу одолеть нас. Несмотря на ужасные лишения, изгнание является также началом установленного Высшим Провидением процесса собирания искр святости, скрытых среди народов, которые должны быть подняты в час возвращения Сиона ради исправления всего мира. В наши дни, дни последнего избавления, мы удостоились видеть первые положительные плоды долгого изгнания и участвовать в великом деле Всевышнего, Который возвращает Шхину в Сион в милосердии и раскрывает Своё имя на глазах у многих народов.

[1] Гвурот ЃаШем, 9.

[2] См. Берешит, гл. 15.

[3] Дварим, 32:8.

Книга «Союз мира» — практические законы для Бней Ноах

Законы сформулированы равом Ури Шерки.

  1. Эта заповедь включает в себя обязанность обучать людей заповедям, которые были заповеданы Бней Ноах [1].
  2. На мудрецов Бней Ноах возложена обязанность вводить установления и принимать праведные законы и ограничения [2], чтобы мир не испортился[3]и чтобы исправлять сердца людей [4], а также они должны следить за соблюдением законов.
  3. Необходимо назначать судей и исполнителей в каждой области [1].
  4. Выполнение этой заповеди является обязанностью глав государств, обладающих властью, а не отдельных лиц [5].
  • Мишне Тора. Законы царей 9:14. В чем заключается для сыновей Ноаха заповедь учредить справедливый суд? В каждом городе они должны назначить старейшин и судей, которые судили бы на основании перечисленных выше шести заповедей и предостерегали народ от их нарушения. А сын Ноаха, который нарушил одну из этих семи заповедей, должен быть казнен мечом. По этой причине все мужчины города Шхема заслужили смертную казнь: ведь Шхем (сын правителя города) похитил [Дину, дочь Яакова], и они это видели и знали, и не судили его. Сына Ноаха казнят по показаниям одного свидетеля и по приговору одного судьи, и без предупреждения о наказании, и по показаниям родственников; но не по свидетельству женщины, и не может женщина быть у них судьей.
  • Нахманид на Берешит 34: И по моему мнению, повеление «установить справедливый суд» для Бней Ноах в числе их семи заповедей заключается не только в том, чтобы «назначить судей в каждой провинции», но эта заповедь включает себя и запреты красть, мошенничать и притеснять ближнего, и обязанность вовремя выплачивать заработанное наёмному работнику, и законы, связанные с принятием чужих вещей на хранение, и запреты насиловать и совращать, и законы, связанные с нанесением ущерба, и запрет наносить побои, и законы, связанные с ссудой и куплей-продажей, и другие повеления, подобные тем, которые заповеданы народу Израиля. И если он ограбил или обобрал ближнего, или изнасиловал и совратил чью-то дочь, или поджёг чей-то стог сена, или кого-то избил и т.п., - он подлежит смертной казни. И в эту заповедь также включена обязанность назначить судей в каждый город, как у народа Израиля, - но если они этого не сделают, то не подлежат за это смерти, ведь это для них предписывающая заповедь, а они подлежат смерти лишь за нарушение запретов, как разъяснено в трактате Санѓедрин 57А.
  • Мишне Тора. Законы царей 10:11. Еврейские суды обязаны назначить судей для неевреев, имеющих право жить в Земле Израиля, чтобы судили их по этим законам, поддерживая в мире справедливость. Если еврейский суд счел возможным назначить им судей из их среды, назначают таких судей; если сочли необходимым назначить им судей из евреев, так и поступают.
  • Пиркей Авот 1: Возведите ограду вокруг Торы.
  • Нахманид на Берешит 34: Разве не были жители Шхема, как и все семь кнаанских народов, идолопоклонниками и развратниками (и за это подлежали смертной казни)? (И ответ на это): Не было поручено Яакову и его сыновьям осуществлять у них правосудие.
  • Ѓа-амек шеела, 2. Есть (у них) обязанность назначить судей, и не позволено бен Ноаху вершить суд самому, без судей.

Рафаэль Кастро

«Еврейский народ ощущает сильную потребность быть любимым народами.

Народы ощущают сильную потребность быть любимыми Богом Израиля»

В первом предложении видна благодарность, которую большинство евреев испытывают к тем неевреям, которые ценят красоту иудаизма. Это чувство настолько сильное, что часто приводит к заблуждению, например, когда евреи (и еврейское государство) путают лесть и дружбу, и не могут отличить настоящих друзей от фальшивых.

Второе предложение загадочно для большинства евреев, но вполне понятно для неевреев, знающих законы иудаизма и еврейскую историю. Нет ни одного народа, который бы в глубине души не осознавал, что евреи - это народ Божий. Но вместе с этим, каждый нееврей чувствует, что Бог Торы не любит их.

Эта психологическая боль характерна на определенном этапе знакомства неевреев с иудаизмом. Она находит выражение и в истории авраамических религий: христианские теологи, которые верили в подлинность Торы, чувствовали боль от её равнодушия по отношению к неевреям. Поэтому они разработали доктрину, что сын Бога умер на кресте ради прощения грехов человечества. Это было важно по простой причине: чтобы показать, что Бог любит всё человечество. И чтобы подчеркнуть это, они обвинили еврейский народ в убийстве. С благословения их Писания святой народ стал народом проклятым.

В исламе была похожая динамика. У Мухаммада было достаточно интуиции, чтобы понять, что Бог един и неделим. Иными словами, он знал, что Тора права. Мухаммад мог принять учение бней Ноах, но не сделал этого, когда понял, что раввины его времени не заинтересованы делиться Торой с народами. Это понимание раздавило его, и он сделал то, что будет вспоминаться как вечный позор: он изменил направление мусульманской молитвы с Иерусалима на Мекку и проигнорировал ориентацию евреев на этическое учение. Когда я опубликовал этот «мем» в Фейсбуке, то получил лайки от самых неожиданных людей: от фанатичного мусульманина-шиита из Пакистана, от египетского шейха, который участвовал в межрелигиозном диалоге, от фанатичного католика и индусов, живущих в Америке. Обратную ситуацию невозможно представить: соблюдающий иудей не нуждается в подтверждениях из Корана и Бхагавад-Гиты!

В результате этого стремления к истине по всему миру возникают движения бней Ноах. Это грандиозный шанс, но также и угроза для человечества. Это станет угрозой, если учение бней Ноах приведёт к возникновению плохо финансируемых йешив, в которых будут наживаться на жажде духовности и истины. Если это случится, и народы почувствуют, что раввины видят в них источник дохода, то последствия для еврейского народа будут катастрофичными. Я испытал на себе, как могут соседствовать между собой чувства любви и неприязни к Торе и евреям. История этой двойственности проявилась в нескончаемом потоке евреев, к которым отнеслись ужасно после того, как вначале приняли с максимальным расположением.

И это не есть недостаток, присущий характеру разных народов, это выражение того, в чем нуждаются все люди, чтобы быть в равновесии с собой и миром: правда, любовь, уважение, ценность и смысл. Еврейский народ выжил во всех бедствиях благодаря Торе, которая обеспечила ему все эти пять основ. Народы все больше осознают, что их религиозные традиции не удовлетворяют их по-настоящему.  Иудаизм должен обеспечить им любовь, уважение, ценность и смысл для того, чтобы прозрения пророков стали возможными.

Иными словами, мы не нуждаемся в человеке, который покорил бы наших врагов и принес универсальный мир через подчинение ему. Твое оружие – это ценности и особенности, присущие твоей вере. Обычные раввины должны начинать учить евреев и неевреев тому, что все мы любимы (Всевышним) в одинаковой мере, хотя мы и не одинаковы. Подход иудеев к неевреям должен быть таким же, как у священников и левитов к Израилю. Ты можешь благословлять нас и отличаться от нас, при этом не давая нам почувствовать, что ты пренебрегаешь нами. Пока раввины разделяют идеальный мир между евреями и бней Ноах, или говорят, что евреи – первенцы в человеческом братстве, проявляя, пусть даже в минимальной степени, еврейскую надменность, мы будем ощущать стремление сбросить нас в яму. Раввины должны учить, что и евреи и неевреи – все бней Ноах. После того, как вы скажете это, вы сможете объяснить универсальное послание священства Израиля. Если вы сделаете это, народы мира получат Тору. Когда это случится, мы обнимемся и будем плакать как Йосеф и его братья, сожалея о тысячах лет зависти, неприязни и ненависти.

Ор Бенжи

Эта короткая статья пытается ответить на два, связанных друг с другом вопроса:
1. В предположении, что Тора предназначена не только поколению исхода из Египта и даже не всем последующим поколениям, но главным образом, поколению будущему[1] – спрашивается, как стать таким поколением.

  1. В предположении, что содержание, предназначенное для народов мира в Торе недостаточно прояснено, по крайней мере, на национальном уровне, должны ли мы сначала прояснить его больше и только тогда обращаться к народам, или же нам следует отвечать на настойчивое обращение народов мира прямо сейчас?

На простом уровне, когнитивная психология[2] и социальная психология учат нас, что не только убеждения влияют на действия, но и действия влияют на убеждения. Человек приходит к убеждениям через действия[3]. Если так, то народ Израиля, который обращается к народам, больше не воспринимает себя как тот же самый народ Израиля.

На более глубоком уровне, новые течения психологии рассказывают нам больше о квази-мистической связи между телом и душой[4].

По аналогии, само обращение к народам мира меняет нас.

И тогда, народ Израиля, который обращается к народам, действительно уже не является тем же самым народом Израиля.

Наше новое существование - как обращающихся к народам мира, пробуждает новые-старые переживания, которые прежде были в нас скрыты.

Здесь нет простой сократической связи между действием и душой. И это не только следствие наших позитивных особенностей, но появление другой идентичности.

Дополнительный фактор изменения – это сама интеракция с народами мира, которая неизбежно повлияет на нас[5] и приведет к пророчеству, которое последует за мудростью.

Итак, мы обнаружили глубокое изменение в восприятии, в идентичности и в мудрости. Но мы ищем не только своего блага, но блага всего мироздания.

И эта новая идентичность будет достойна принять Тору Машиаха. И это будет квантовый скачок в уровне передаваемого содержания. Это будет сам свет жизни.

Поколение уже не будет прежним. Тора, которую оно получит на этот раз, получат вместе с ним и народы. Подлинная жизнь, которая возникнет по ту сторону иерархии и равенства, по ту сторону речи и молчания.

[1] Так я понял рава Шерки.

[2] Отрасль психологии, которая исследует познавательные процессы: память, внимание, чувства, мышление, воображение.

[3] Больше примеров: Delgado,1973.  Zimbardo,1971. Waller,2002. Freedman,1965.

[4] Эти идеи нашли широкое развитие у доктора Рафаэля Абулафии. Во время написания этой статьи у меня возникла идея в связи с этим. В эмбриологии мы находим, что внешние клетки эмбриона несут в себе потенциал развития в нервную систему и клетки кожи. Возможно, стих «из плоти моей увижу Бога» (Иов 19:26) намекает на более глубокую связь между внутренним и внешним. Когда я сказал это доктору Абулафии, он рассказал, что тоже думал об этом, когда был студентом. К сожалению, мне не удалось  рассказать ему ничего нового.

[5] Это заметил рав Хаим Гольдберг.

Оставить комментарий

Back to top button
Translate »