СтатьиСтатьи-Основные понятияФилософия

АВРАЃАМ И ШЕМ

Рав Иеѓуда Леон Ашкенази (Маниту)

«В чем разница между идентичностью Эвера и идентичностью Авраама? Авраам – это определенная ступень, Эвер – это этап, предшествующий Аврааму. Об этом сказано во многих источниках. Почему Эвер — больший еврей, чем Ноах? Имя Эвера – это имя Адама и имя Ноаха в поколении предшествующему разделению языков. И он назван «Эвер», потому что это то, что осталось (авар — прошлое). И после него эта душа получает развитие у Авраама. Что из нее переходит к Аврааму? Авраам и Шем встречаются…Так нужно понимать Малки Цедека. Они говорят о йешиве – йешиве Шема и Эвера. Шем исправил грех между человеком и Всевышним, а Эвер – грех между человеком и его ближним. Поскольку слово «брат» повторяется в Писании в отношении Эвера — «старшего брата Йефета». После убийства Ѓевеля, слово «брат» первый раз встречается в родословной Адама. Поэтому мы учим, что «Шем» был связан с отношением к Господу (Ѓа-Шем), а Эвер с ответственностью за брата. И это два критерия пристойного поведения («дерех эрец»), которое предшествовало Торе». [Уроки по Шаарей Ора, рав Иеѓуда Ашкенази (Маниту)]

А остальные убежали на гору. А те взяли все имущество и все свои съестные припасы и ушли. И взяли Лота, Они соединились в долине Сиддим, двенадцать лет они служили Кедорлаомеру, а на тринадцатом году возмутились. На четырнадцатом году пришел…
И возвратились они, и пришли и поразили всех, жителей. И вышли, и вступили в сражение с ними в долине, и бежали и упали там.
…племянника Аврама и ушли. И пришел спасшийся, и известил Аврама-еврея, союзников Аврама брата Эшкола и брата Анэйра. И услышал Аврам, 
Что брат его взят в плен, и преследовал до Дана. И разделился против них ночью, и бил их, и преследовал. И возвратил все имущество, а также Лота, сродника своего возвратил.
И вышел ему навстречу в долину Шавэй, она же долина царская.
И сказал царь: отдай мне души, а имущество возьми себе.
И царь Шалема, вынес хлеб и вино. Благословен Аврам от Бога Всевышнего, Владыки неба и земли;
И благословен Бог Всевышний, который предал врагов твоих в руку твою
И сказал Аврам: поднимаю руку мою к Господу Богу Всевышнему, Владыке неба и земли.
Спасибо, царь Шалема. Спасибо, мой учитель. И я продолжаю путь моего предка Эвера, иду и слушаю. Т.к. «все сыновья Эвера  -мои братья». Так как мораль, учитель мой, мораль выше метафизики.
[1] См. «Таргум Иерушалми» на Берешит 24:62: «Ицхак пришел из дома учения Шема и Эвера». И см. также мидраш Берешит Раба 56:11: «И возвратился Авраам к отрокам своим» — а где же был Ицхак? Раби Бархия от имени мудрецов сказал: Послали его к Шему изучать Тору. 63:10 «Яаков – человек кроткий, живущий в шатрах»: Два шатра – дом учения Шема и дом учения Эвера.

[2] См. мидраш Ваикра Раба 9:3: Сказал раби Ишмаэль бар рав Нахман. На двадцать шесть поколений предшествовала «дерех эрец» Торе, как сказано (Берешит, 3): «охранять путь к дереву жизни», этот путь – это «дерех эрец» (букв. путь земли), а далее, дерево жизни – это Тора.

[3] Следует быть осторожным, когда мы сталкиваемся с такими понятиями как йешива Шема и Эвера. Не нужно думать, что это была такая йешива, с которой мы знакомы сегодня. Идея мудрецов проста: йешива — это еще не народ, это община верующих. Шем и Эвер были великими праведниками, а вокруг них были ученики. Подобно тому, как это было у Авраама в начале его пути, когда он вышел из Ур Касдима и из Харана. Но йешива – это не народ. Новизна в начале раздела «Леха Леха» состоит в том, что Бог говорит Аврааму основать народ и перестать быть главой йешивы, главой общины верующих. Почему? Потому что это не может длиться долго (из уроков раввина о нашем праотце Аврааме)».

[Тайна мидраша родословий 5, Праотец Авраам и учитель наш Моше, рав Иеѓуда Ашкенази (Маниту)].

«И Малки Цедек, царь Шалема» —  об этом написано (Псалом 45): «Дочери Тира, богатейшие представители его с дарами ожидают предстать перед ликом твоим!» «И Малки Цедек, царь Шалема» – это место оправдывает живущих там. «Малки Цедек», Адони Цедек – Цедек – так называют Иерусалим, как сказано (Ишаяѓу, 1): «Праведность обитала в нем». Раби Ицхак ѓа-Бавли сказал: назван так, потому что родился обрезанным. «Вынес хлеб и вино, а он был священник Бога Всевышнего» — раби Шмуэль бар Нахман и мудрецы. Раби Шмуэль сказал: Законы первосвященников открыл ему, хлеб – это хлеб предложения, вино – вино возлияния. Идентичность Малки Цедека царя Шалема, это все что связано с его ролью «машихисткой личности» — в его время, но с предыдущего времени – относится к Аврааму… Перед еврейским периодом заканчивается период арамейский. Стих 18: «И Малки-Цедэк, царь Шалема, вынес хлеб и вино. А он был священник Бога Всевышнего». Комментарий Раши, по простому смыслу Писания: «[хлеб и вино] – так подают тем, кто устал от войны». Почему Писание упоминает это событие, что Малки Цедек приветствовал Авраама после войны хлебом и вином? Так, в соответствии с простым пониманием, после войны принято оказывать некоторую помощь, тем кто, как говорит Раши устал от войны. Но Раши добавляет: Почему должно было быть упомянуто? Потому что Малки Цедек, был священником того поколения, и он увидел результат войны, увидел, что Авраам принес бедствие той культуре, в которой Малки Цедек был священником. «И он показал ему, что не затаил против него злобы за то, что были убиты его потомки, и аллегорическое толкование: намекнул ему на приношения и возлияния, которые там будут совершать его сыновья». Простой смысл происходящего в том, что Малки Цедек, пришел примириться с Авраамом, Малки Цедек передает ему священство. В мидраше мы видим разногласия по поводу того, что именно он ему дал. … Хлеб и вино, потому что он передал ему священство. Но мы уже знаем из самого стиха, что говорится о машихистской личности того, кто был священником Бога Всевышнего в том поколении. И поскольку нам уже это известно, ясно, что имеется в виду, что он передал ему тайны Торы, относящиеся к священству. И это по принципу «пристойное поведение предшествует Торе», хотя по мнению мудрецов, далее он передал ему и Тору. Но что это за Тора, которая предшествует Торе? Во многих местах встречается выражение «Тора, предшествующая Торе», и это означает Тору, которую наши праотцы изучали в йешиве Шема и Эвера. Есть традиция, называемая Тора — мудрость Торы, до откровения Торы народу Израиля, и она начинается с Авраама … Есть период праотцов, когда народ Израиля знал Тору, принимал Тору как традицию праотцов, как поведение праотцов. Поэтому я хочу прояснить понятие «дерех эрец, которая предшествует Торе», дерех эрец, которая предшествовала Торе, — это та же самая дерех эрец, о которой говорит Тора. [Уроки по мидрашу Берешит Раба 43:6, рав Иеѓуда Ашкенази]

Related Articles

Оставить комментарий

Back to top button
Translate »