Статьи

БРИТ ОЛАМ — молитвенник для Бней Ноах, ч.1

составлен раввином Ури Шерки

Содержание

Contents

!!!! Важно!!! Представленный ниже текст может содержать неточности и опечатки — он приводится только в ознакомительных целях. Для молитвы правильно использовать бумажное издание.

Обозначение <ud> в текте транслитерации указывает на ударение в слове.

Раби Акива, величайший из мудрецов Талмуда, подчеркивает: «Дорог человек, который создан по образу Бога» (Авот, 3,14) — образ Бога есть в каждом человеке, и поэтому в нем есть высшая точка, из которой происходит стремление души к Творцу мира. Все приходящие в мир, в любых концах Земли, ощущают в глубине своей души призыв приблизиться к Всевышнему, исполнять Его заповеди, служить Ему всем сердцем, с любовью и трепетом.

Наш учитель Моше бен Маймон (Маймонид) говорит об этом так: «Мужчина или женщина, любой человек из приходящих в мир, в котором проявится стремление предстать перед Господом, служить Ему и познавать Его, и идти прямым путем, как создал его Всевышний, и пренебречь множеством бренных расчетов выгоды, которыми обычно поглощены люди, — такой человек освящается из Святая Святых, и будет Бог его участью и наследием навечно. И также и в этом мире Всевышний воздаст ему, и будет ему достаточно, как Он воздал коhенам и левитам. И об этом сказал Давид (Пс. 16:5): «Господь — моя доля, моя чаша! Ты поддерживаешь мою судьбу» (Мишне Тора, Законы Седьмого года, 13:10).

Таким образом, эта связь со Всевышним относится не только к еврейскому народу, но и ко всем людям на земле.

Пути служения Всевышнему, связи и диалог с Ним многообразны. И одним из важнейших компонентов этой связи является молитва.

У молитвы древние корни, заложенные почти в самом начале человеческой истории, она сопровождает всю человеческую культуру. И в ней сочетаются личные элементы с элементами традиционно принятыми.

Сама концепция молитвы пробуждает много вопросов. Как возможно говорить с Кем-то, кто не проявляется для нас? Как можно предположить, что молящийся может убедить Господа изменить Его желание (а именно в таком стиле сформулирована традиционная молитва)? Может ли человек сам составить свою молитву или он обязан придерживаться традиционно принятого текста молитв? Почему установлены время и условия молитвы? Эти вопросы подробно обсуждаются в еврейской религиозной литературе, и в кратком предисловии нет возможности разобрать их. Скажем только, что, согласно еврейской традиции, концепция обращения человека к Творцу миров была открыта человечеству через трех праотцов народа Израиля – Авраама, Ицхака и Якова, и что Всевышний сделал милость человеку, когда предоставил ему возможность пользоваться каналом молитвы, который, с одной стороны, связывает Творца и душу человека, а с другой стороны, соединяет душу человека с его сознанием.

Выражение своей связи с Богом через молитву очень важно для каждого человека. Во время молитвы мы не занимаемся разбором философских вопросов, которым уделяем внимание в часы учения. Молитва же предназначена для того, чтобы высказать себя перед Всевышним. И это важнейшее переживание трепета перед Господом и любви к Нему, радости и веры.

***

Всевышний относится ко всем людям как к любимым сыновьям — при этом Он выбрал народ Израиля, чтобы с его помощью дать благословение и изобилие всему миру, как сказано Аврааму: «И благословятся тобою все семейства земные» (Быт. 12:3). И поэтому в процессе истории очень велико влияние народа Израиля на все человечество. Еврейский народ никогда не прекращал верить в свое универсальное предназначение, даже во времена страшных преследований, которые угрожали самому его существованию. Не всегда было возможно реализовать это предназначение, но в наше время и на наших глазах реализовались предсказания пророков о возвращении в Сион после длительного изгнания. Это дает еврейскому народу возможность снова служить каналом, передающим миру Божественное Слово, и выполнить то, что предсказано пророком Цефанией (3:9): «Тогда сделаю Я язык народов чистым, чтобы все призывали имя Господа, чтобы служили Ему единодушно».

И действительно, сегодня мы стали свидетелями того, что в мире возрос интерес к универсальному посланию иудаизма. Многие из народов мира открывают для себя еврейское Учение, и формируется движение Бней Ноах — тех, кто принимает Тору Моисея как основу для своей жизни, но при этом не становящихся евреями, а несущих эту Тору всему человечеству.

Бней Ноах присоединяются к Торе Моисея (и декларируют это перед религиозным судом, Бейт Дин) — и в ее рамках они, как неевреи, обязаны соблюдать Семь заповедей потомков Ноевых (запрет идолопоклонства, богохульства, убийства, прелюбодеяния, грабежа, запрет есть мясо, отрезанное от живого животного, и установление справедливой судебной системы), а другие заповеди Торы они могут соблюдать по своему усмотрению и получают за это награду с Небес. Они называются «благочестивые народов мира» и получают удел в мире Грядущем вместе с народом Израиля (те же, кто выполняет Семь заповедей, исходя из их разумности и моральности, но не как коренящиеся в Торе Моисея — считаются в иудаизме «мудрецами народов мира», и их уровень тоже очень высок).

Для помощи развитию движения Бней Ноах мы создали в Иерусалиме организацию «Брит Олам» — международный центр Бней Ноах, находящийся в контакте как с общинами Бней Ноах во всем мире, так и с отдельными людьми.

В иудаизме нет обязывающих указаний о порядке молитв для Бней Ноах, и каждый может выражать чувства своего сердца так, как это соответствует его внутреннему миру, — но, тем не менее, у многих Бней Ноах возникла потребность в разработанном и систематическом молитвеннике, которым могли бы пользоваться как отдельный человек, так и община. Это привело нас к необходимости составить порядок молитв для Бней Ноах, который мы представляем читателю.

Поскольку часто молятся не в отдельной общине, а в обычной синагоге или еврейской общине, мы решили составить молитвенник по подобию классического еврейского молитвенника, потому что именно в таком случае он будет удобен для Бней Ноах как при самостоятельной молитве, так и при молитве в еврейской общине, и им не понадобится пользоваться обычным еврейским молитвенником, текст которого не всегда подходит для Бней Ноах.

Приведенный в данной книге текст и порядок молитв не следует рассматривать как указание к обязательному выполнению, но только как предложение одного из вариантов.

Каждый человек и каждая община Бней Ноах может взять отсюда то, что требуется его душе, добавить к тексту или уменьшить его (при этом желательно посоветоваться с раввином, который близко знаком с конкретной общиной Бней Ноах).

Поскольку, как мы отметили, нет обязательного нормативного текста для молитвенника Бней Ноах, — нам пришлось при редакции текста выбирать между разными вариантами, и по этому поводу могут быть разногласия между мудрецами Израиля.

Мы приняли решение, что во всех благословениях, в которых есть благодарность, следует оставить оригинальный текст, но «благословения восхваления» были изменены так, как нам казалось, более правильным. Были исключены выражения, которые относятся только к евреям, как, например, «Бог наших отцов», «Наши праотцы Авраам, Ицхак и Яков», а также просьбы выйти из Изгнания и т.п.

Мы опустили благословения на обязательное выполнение заповедей, поскольку для Бней Ноах осуществление остальных заповедей Торы, кроме Семи, является опциональным, а не обязательным. Мы не включили в текст молитвы Мусаф, т.к. обычно они посвящены дополнительным жертвоприношениям в Храме — кроме Мусафа в Новолетие, поскольку эта молитва имеет универсальный характер.

При этом были добавлены особые молитвы — например, молитва на 27 мархешвана, молитва ради мира во всем мире, молитва за мир в своей стране, порядок свадьбы и развода для Бней Ноах, рождения, празднования совершеннолетия (бар/бат мицвы) и обычаи траура.

Добавлены также тексты для изучения, которые можно использовать как источник для совместной учебы или для самостоятельного размышления.

Такая переработка молитвенника потребовала большого труда и сопровождалась множеством сомнений. Мы не претендуем на то, что результат получился совершенным, и надеемся, что с годами порядки молитв Бней Ноах установятся и выйдут на правильный путь, желанный Богу и людям.

Мы считаем своей приятной обязанностью поблагодарить всех, кто поддержал нашу инициативу — р. Йоэля Шварца, р. Хаима Ричмана, чьи молитвенники, составленные много лет назад, служили нам источником вдохновения, Главных раввинов Израиля, р. Давида Лау и р. Иосефа Ицхака, которые поддерживают расширение движения Бней Ноах во всем мире. Особая благодарность р. Эти Меир, который трудился вместе со мной над редакцией и записью молитвенника, а также всем, кто самоотверженно работает в организации «Брит Олам», для того чтобы служить человечеству и провозгласить слово Всевышнего в мире.

Благодарность р. Аврааму Вешлеру за литературную редакцию ивритского текста и Шмуэлю Вайнфльду за его помощь в выпуске книги.

Наш молитвенник (как и наша организация) называется «Брит Олам» — «Завет вечный», в соответствии со сказанным в Торе о завете Всевышнего со всеми людьми: «И будет радуга в облаке, а Я увижу ее, дабы вспомнить Завет, вечный между Богом и всякой живой душой, во всякой плоти, которая на земле» (Быт. 9:16).

Пусть будет желанно Творцу, чтобы исполнились слова Его пророков:

«И пойдут многие народы и скажут: идите, и взойдем на гору Господа и к дому Бога Якова, и научит Он нас путям Своим, и пойдем дорогами Его, ибо из Сиона выйдет Тора и слово Господа – из Иерусалима» (Миха 4:2).

«И будет Господь царем на всей земле, в день тот будет Господь один, и имя Его – одно» (Захария 14:9).

«И их приведу Я на гору святую Мою и обрадую их в доме молитвы Моем; всесожжения их и жертвы их в благоволение будут на жертвеннике Моем, ибо дом Мой домом молитвы назовется для всех народов» (Исайя 56:7).

Пусть же будет это вскорости, в наши дни!

Ури Шерки

Иерусалим, столица Израиля

Оставить комментарий

Back to top button