Рав Ури Шерки

Внутри каждого человека в мире есть потенциал появления сгулы Израиля

 У Ноаха есть святость со стороны его внутренней сгулы, и она раскроется в будущем, через несколько поколений  –  у Авраама.

Story Highlights
  • Причина греха: отсутствие диалога

Что такое потоп?

Я хотел бы обсудить недельную главу Ноах, которая имеет принципиальное значение для нашей группы. Для начала нужно понять, что такое потоп. Тора рассказывает нам, что существует потенциальная возможность исчезновения всего или почти всего человечества. И это очень пессимистично. Это говорит о том, что дело рук Всевышнего может, не дай Бог, прийти к провалу. Это входит в противоречие с общей атмосферой иудаизма и вообще, Священного Писания, что мир Всевышнего хорош. Если это хороший мир, то он и движется к лучшему. То есть, если ты веришь, что у мира есть Творец  –  это обязывает тебя быть оптимистом. Разве возможно, чтобы Тот, Кто сотворил этот мир, оставил его в таком испорченном, низком состоянии? Ясно, что Всевышний должен позаботиться, чтобы в конечном счёте всё было к лучшему.

И поэтому, когда Тора рассказывает нам, что мир, в принципе, может потерпеть неудачу – это не оптимизм, а реализм. И поэтому я хотел бы уладить это противоречие – как может быть одновременно, что весь мир движется к лучшему и возможность потопа.

Возможно, Тора хочет сказать нам, что когда мы говорим об оптимизме – это оптимизм, который не игнорирует реальность. Реальность состоит в том, что в мире есть очень много зла. Мир может почти разрушиться, и, несмотря на это, всё к лучшему. Это не тот наивный оптимизм, когда просто говорят «всё в порядке, всё замечательно», игнорируя реальность. Наоборот: мы осознаем реальность  –  мы видим, до чего всё может дойти, и, несмотря на это, признаём возможность успешного завершения исторического процесса.

Кто спасётся в потопе?

Теперь я хотел бы задаться вторым вопросом: кто спасётся в потопе? И здесь мы снова сталкиваемся с неким противоречием между первым впечатлением верующего человека и реальностью. Когда происходит какое – то стихийное бедствие, если вы спросите верующих: «кто спасётся?» спонтанным ответом верующего человека будет: праведники спасутся, а грешники погибнут. Но в реальности спасётся тот, кто умеет плавать. Или тот, у кого есть спасательный круг. Или тот, у кого есть ковчег. Итак, мы видим противоречие между нашим внутренним моральным требованием, чтобы праведники спаслись – и реальностью: природными данными. У кого хорошие физические данные – спасётся, праведник он или грешник, а слабый не спасётся, независимо от того, праведник он или грешник.

И поэтому немного странно, что есть особые причины спасения Ноаха, как написано в конце главы Берешит. И здесь я хотел бы разобрать это с вами. Последний стих главы Берешит утверждает очень проблемную вещь (Берешит 6:8): «А Ноах нашёл милость». Точный смысл этих слов на танахическом иврите указывает на то, что Ноах был недостоин спасения. Он не был праведником в достаточной мере. Потому что слово «хэн»  –  «милость», которое используется здесь – от слова «хинам»  –  просто так, даром, «ханина»  –  амнистия. И это входит в противоречие с тем, что сказано в следующем стихе, отрывающем главу Ноах: «Это родословная Ноаха, Ноах был мужем праведным».

Тогда нужно решить: праведник он или только «нашёл милость». Если он нашёл милость – то недостоин быть спасённым. Если он праведник – то, возможно, достоин. Значит тут есть внутреннее противоречие. В особенности, ещё и в том, что в продолжении мы читаем: «И сказал Бог Ноаху: конец всякой плоти пришёл предо Мною» (Берешит 6:13) Что значит «конец всякой плоти»?

Говорит Раши, цитируя мидраш: «Повсюду, где находишь распутство и идолопоклонство, на мир обрушивается пагуба и без разбора истребляет хороших и дурных». Если так, то мы снова видим принцип: неважно, праведник ты или нет – в любом случае поток смоет всех. Снова непонятно, почему Ноах спасся? И у нас есть два вопроса. Первый вопрос: был ли Ноах праведником или нашёл милость? И второй: даже, если мы скажем, что он был праведником, то почему спасся, ведь сказано «конец всякой плоти»  –  пагуба убивает плохих и хороших?

Я хотел бы в связи с этим также напомнить христианское прочтение этих стихов. Христиане говорят, что стих «Ноах нашёл милость в глазах Господа» показывает, что даже у праведного человека нет заслуг перед лицом Всевышнего, если нет Божественной милости. Это известный христианский тезис: поскольку каждый человек по природе своей виновен в грехе Адама  –  первородном грехе – то ни у кого нет шансов оправдаться перед Богом, Всевышний враждебен к человеку. И поэтому нет у него шанса на спасение, если не будет милости. Быть праведным недостаточно – нужно получить милость. Так читают это место христиане. И одно из обоснований их учения базируется на этих стихах.

Я сразу объясню, что христиане читали Танах не на иврите. А если даже они читали на иврите, то читали без понимания тайн языка иврит. Ведь если мы посмотрим, что в точности там написано, то увидим, что «Ноах нашёл милость в глазах Господа (Ѓашем[1])», а когда написано, что Ноах был праведник, сказано: «с Богом (Элоѓим[2]) ходил Ноах».

Кто Элоѓим и Кто Ѓашем?

Оказывается, есть разные виды праведности. Можно быть праведником по критериям Элоѓим, но не быть праведником по критериям Ѓашем. И здесь нужно объяснить Кто Элоѓим и Кто Ѓашем. Элоѓим, как мы учили уже в начале книги Берешит – это Тот, Кто сотворил этот мир. Мир, который сотворил Элоѓим – это мир природы. Природа – это железные законы, которым ты подчинён, и это необязательно моральные законы. То есть, недостаточно быть праведником по критериям Элоѓим, чтобы спастись от природного бедствия. Но если ты праведник по критериям Ѓашем, который возносится над природой, тогда ясно, что ты будешь спасён. Например, об Аврааме сказано, что он ходил перед Ѓашем. И поэтому был спасён, согласно мидрашу, из огненной печи. Потому что он праведник согласно критериям Йуд – Ѓэй – Вав – Ѓэй, а не только по критериям Элоѓим.

И тут требуется объяснение. Когда мы говорим о праведнике по критериям Элоѓим – то имеем в виду быть послушным, верным слову Бога. В Берешит 6:22 сказано: «И сделал Ноах всё, как приказал ему Элоѓим – так сделал». Писание подчёркивает послушность, абсолютную верность Ноаха Божественной законности. Но если ты действуешь из абсолютной верности Божественной законности, тогда ты во власти абсолютной закономерности природы. Потому что природу сотворил Элоѓим. Поэтому нет шансов у праведника Элоѓим спастись от потопа.

Так что же позволило Ноаху стать праведником по критериям Ѓашем? Очень просто – он пошёл дальше. Зоѓар объясняет это очень красиво: когда Всевышний пришёл к Ноаху и сказал: «Ноах, Я хочу сказать тебе, что собираюсь уничтожить весь мир», тогда Ноах ответил: «А что будет со мной?» В то время как Авраам, когда Всевышний сказал ему, что собирается уничтожить Сдом, а не Авраама, ответил: «С какой стати? Я не разрешаю». То есть, Авраам поднимается над уровнем Божественного приговора. Поэтому он является хасидом[3]. Мы видим ещё одно отличие: о Ноахе сказано «с Элоѓим ходил Ноах» (6:9), что означает, если понимать по – простому: Бог идёт впереди, а следом идёт Ноах. В то время как про Авраама сказано (17:1): «ходи передо Мной». Cам Ѓашем раскрывается Аврааму в начале 17 – й главы книги Берешит, но более того, Авраам идёт перед Ним, он как будто предваряет Божественное управление и указывает Всевышнему, куда его нужно направить.

И поэтому Ноах, хотя он и праведник, не может спастись, в отличие от Авраама, который, несомненно, достоин спасения. Тогда становятся понятными мидраши, которые сравнивают Авраама и Ноаха. Они говорят, что если бы Ноах жил в поколении Авраама, тогда бы он был бОльшим праведником.

Итак, мы немного начали разрешать противоречие между тем, что Ноах «нашёл милость» и тем, что он праведник. Но как понять, что он всё – таки спасся? И здесь я хотел бы прочитать вам 1 – й стих 7 – й главы книги Берешит, который полностью опровергает всё, о чём мы говорили до сих пор. «И сказал Ѓашем Ноаху (уже Ѓашем, а не Элоѓим): войди ты и весь дом твой в ковчег, потому что тебя увидел Я праведником передо Мной в этом поколении» Здесь Ноах уже не только праведник по критериям Ѓашем, но идёт перед Ѓашем, также как сказано об Аврааме.

Нужно понимать это так. «Потому что тебя увидел Я праведником передо Мной»  –  слово «тебя»  –  лишнее, можно было бы сказать «потому что ты – праведник». Но «тебя увидел» – означает, «Я вижу то, то другие не видят». Что же видит Всевышний, чего не видят другие – Он видит Авраама внутри Ноаха. Можно понять слово «тебя» (и здесь снова важно читать на иврите) как «с тобой», потому что слово «отха» (тебя) написано без буквы «вав» и получается «итха» (с тобой). То есть, внутри тебя сокрыт Авраам. Скажем это по – другому. Ноах – это Авраам, который не может проявиться, он  –  Авраам (4:06). И это из – за состояния его поколения – всё поколение было недостойно спасения, и поэтому, несмотря на то, что у Ноаха была идентичность Авраама, он не мог её выразить.

Новое определение понятия «милость»

И если так, то мы видим новое определение понятия «милость». В то время, как в христианском понимании, милость – это что – то вроде Божественного каприза, и у неё, в сущности, нет причины – Бог выделяет одного человека из остальных просто так. Тогда как в нашем понимании, в случае с Ноахом мы видим, что заслуга есть. Это не каприз Бога, не произвол, решение основано на том, что скрывается в глубине идентичности Ноаха. Тогда получается, что у нас есть как заслуга дел так и заслуга идентичности. У Ноаха мы не видели заслуги дел. Его действия были хорошими, но недостаточными для того, чтобы спасти его. Но была заслуга идентичности. И заслуга идентичности – это то, что мы называем в раввинистической литературе термином «сгула»[4]. То есть, у него есть святость со стороны его внутренней сгулы, и она раскроется в будущем, через несколько поколений  –  у Авраама.

Это касается очень важной темы для Бней Ноах  –  то, что внутри каждого человека в мире есть потенциал появления сгулы Израиля, которая практически появляется только в народе Израиля, но она где – то дремлет в каждом человеке, приходящем в мир.

Вопрос:

 –  Эта идентичность, которая дремлет в каждом человеке, приведёт его к гиюру на каком – то этапе, или он может выразить её в определённой мере, оставаясь бен Ноах?

–  Это замечательный вопрос! И ответ в том, что это останется замечательным вопросом. Еврейская литература не занималась в достаточно ясной форме точным определением этих вопросов. Маймонид, например, пишет о миссии Машиаха в «Законах царей» 12:1, что в будущем Машиах вернёт весь мир к истинной религии. Что значит «вернёт к истинной религии»  –  что все сделают гиюр или будут бней Ноах? В действительности, это было спором мудрецов в трактате Брахот, сделают ли гиюр в будущем все народы или нет. Я думаю, что нужно дать возможность свободному ходу истории. И история в конце скажет нам, что будет.

[1] Непроизносимое четырёхбуквенное Имя YHWH, Тетраграмматон. В отличии от имени Элоѓим, которое применяется также к другим мировым силам, ответственным за Природу, Закон и Порядок – Имя Йуд-Ѓэй-Вав-Ѓэй – относится исключительно ко Всевышнему, это Его «собственное» Имя. Грамматически оно может быть воспринято как активный залог глагола «быть», что можно перевести как как «Тот, кто заставляет быть» или «Тот, кто является причиной бытия».
При обращении ко Всевышнему (в молитве или при публичном чтении Торы) это Имя произносится как Адонай (Господь), но когда об этом Имени говорят в третьем лице, обсуждая смысл Торы или молитвы, — его заменяют на Ѓашем (букв. the Name, Имя с определённым артиклем).

Это имя говорит нам о Всевышнем, проявляющемся в личностном плане, стоящем над естественным природным миром.

[2] Элоѓим — нарицательное Божественное имя. Грамматически это существительное во множественном числе, но обычно согласуется с глаголом в единственном, это символизирует «множественность высших сил, действующих как единое целое», Всесильный. Имя Элоѓим обозначает мировой порядок, проявление Бога в Законе, Порядке и Суде. Служит также для обозначения других высших сил, а также власти, суда и «других богов».

[3] Хасид (благочестивый)– более высокая ступень, чем цадик (праведник). Талмуд говорит (Рош аШана 17Б): «Сначала цадик, потом – хасид». В комментарии Раши объясняется: «Цадик действует в точности по закону, хасид делает больше, чем требует закон».

[4] Ценное качество личности, присущее человеку по факту его рождения.

[1] Анохи – архаичный вариант местоимения «я», с которого начинаются 10 речений «Я Господь, Бог твой…», и поэтому иносказательно понимается как одно из Имён Всевышнего

[2] Нарушение заповеди ради благой цели

[3] Нод – от слова «скитаться»

[4] Ирад – можно прочитать как «ир ярад» — город опускается.

[5] Мехия – стирание, вычёркивание, Эль – Бог.

[6] Печень в танахической символике считалась источником страстей

Урок 9. Курс Торы для начинающих, рав Ури Шерки

видеозапись урокаhttps://www.youtube.com/watch?v=HXuWFMpEw1g

Перевод с иврита – Андрей Уваркин.

Tags

Оставить комментарий

Back to top button
Translate »
Close