Рав Ури Шерки

Иудаизм видит в мужчине и женщине две части одной личности

Урок 5. Курс Торы для Бней Ноах, рав Ури Шерки

Story Highlights
  • Причина греха: отсутствие диалога

Женский род слова «мужчина»

В прошлый раз мы говорили о древе жизни и древе познания, и том, как еврейская традиция понимает слова Торы, связанные с тем, что принято называть «грехом Адама Ришона[1]». И мы увидели, что есть оптимистичное, если можно так сказать, понимание греха — что, согласно иудаизму, грехом называется не само поедание плода древа познания, а то, что он был съеден прежде плода древа жизни. Это тема, которой мы занимались в прошлый раз. И через этот рассказ Тора также говорит с нами об отношениях мужчины и женщины, о первой паре человечества. Тут раскрывается целое мировоззрение, которое я хотел бы сегодня обсудить. Сегодня мы поговорим об отношениях мужчины и женщины, согласно тому, как это показывает нам Тора.

Важно подчеркнуть, что иврит — единственный язык, в котором слово, обозначающее женщину, является женским родом слова, которым называют мужчину. На иврите «иш» — мужчина, «иша» — женщина. Ни в каком другом языке этого нет. Например, на французском, чтобы сказать мужчина, говорят «homme», когда говорят «женщина» говорят «femme». Слово «femme» не является женским родом слова «homme». Также и в арабском языке: «раджуль» — мужчина, «мар’а» — женщина. Также и в английском языке: слово, которое означает мужчину – это «man», мы бы ожидали, что женский род был бы «maness», ведь буквы «ess» показывают женский род в английском. Но это не так. Мы знаем, что есть другое слово, которое совсем не похоже на слово «man» — слово «woman», смысл которого «женщина». И также на русском, и на всех других известных языках: на японском, и я также знаю, что на языке телугу слово, которое обозначает «женщину», не является женским родом слова, которое обозначает «мужчину». Это говорит нам о гениальности языка иврит, в грамматике которого заложено много смысловых значений. Это учит нас, что иудаизм видит в мужчине и женщине две части одной личности. То есть, мужчина и женщина вместе называются словом «человек».  И то, что на первый взгляд очень просто, оказывается не таким простым в большинстве культур.

Основное желание 

Также очень интересно, что согласно рассказу Писания есть общие черты между парой человека и парой животного. Мы видим, что животных Писание называет особями мужского и женского пола[2]. Также сказано вначале про мужчину и женщину. Мы видим, что есть нечто общее между животными и человеком — то, что они сотворены в виде мужской и женской особи. Почему они были сотворены так? Для того, чтобы исполнить заповедь: «Плодитесь и размножайтесь». Появление жизни на протяжении поколений считалось чем-то существенным в человеке. Почему важно отметить это? Потому что мы видим, что, например, хотя христианская традиция и приняла убеждения иудаизма во многих вещах, но она уклонилась от того, чтобы увидеть святость в отношениях мужчины и женщины. В христианской традиции интимные отношения рассматривают как нечто греховное. Но откуда выводится доказательство этому? Мы видим, что в рассказе Торы сразу же после греха Адама, после его изгнания из Ган Эдена (Сада Эденского), сказано (Берешит 4:25): «И познал Адам Хаву, жену свою». Если так, говорят христиане, если согласно порядку повествования интимные отношения происходят сразу после греха, значит они произошли вследствие греха. Тогда предпочтительней воздерживаться от интимной связи и оставаться монахом.

И на это у нас есть интересное замечание Раши. Раши объясняет, что на иврите выражение: «и Адам познал» означает давно совершившееся действие — то что в английском называется временем past perfect[3]. То есть, Адам познал Хаву, свою жену, ещё до истории с изгнанием из Ган Эдена, до того, как согрешил. Это говорит о том, что с точки зрения Писания, парная связь — это связь святая, связь, в которой нет духа греха. Напротив, мы называем бракосочетание мужчины и женщины словом «кидушин» – освящение, то, в чём есть святость. И «Зоѓар«[4] говорит, что супружеская пара, у которой нет интимных отношений — это место, в котором не может обитать Шхина (Божественное присутствие). Шхина обитает только там, где есть интимные отношения между мужем и женой. Там есть святость более высокая, прибавляющая жизнь. А прибавление жизни – это главная вещь.

Есть вопрос: какое базовое желание человека? Есть те, кто говорят, что базовое желание человека — это желание жить. Рав Кук учит, что это не так, что более высокое желание человека — давать жизнь, добавлять жизнь. И здесь мы видим ещё одно удивительное свойство танахического иврита. В танахическом иврите глагол, обозначающий страстное желание (леѓитавот) происходит от слова «ав» – отец. А отец – это тот, кто даёт жизнь. И отсюда мы видим, что приносить жизнь в мир, прибавлять жизнь — это самое базовое желание души человека. И это учит нас смотреть на жизнь в этом мире с оптимизмом. Если приносить в этот мир детей – достойно, значит мир — это место, в котором стоит жить. Так и сказано в Торе (Берешит 1:31): «И увидел Бог всё, что Он создал, и вот, очень хорошо». Это нам говорит о том, что, в конечном счёте, мы должны быть очень довольны тем, что живём. Живём именно в этом мире, и не ищем возможности убежать в будущий мир.

Кто я?

Итак, мы видим, что сначала Писание определяет первую пару как мужскую и женскую особи. Но потом в рассказе происходит нечто странное, чего мы не находим у животных. Это сон Адама и сторона[5], из которой была создана Хава. Тора рассказывает нам, что вследствие сна Адама были созданы отношения нового типа. Если до этого были мужские и женские особи, то отсюда и дальше мы видим мужчину и женщину. И сказал Адам (Берешит 2:23): «На этот раз это кость от костей моих и плоть от плоти моей, она наречется женщиной, потому что от мужчины взята[6]«. И здесь есть новый взгляд на парные отношения, отличающийся от того, что мы видели раньше. В чем разница? Отличие очень простое. До этого были мужская и женская особь – а это понятие биологическое, а теперь есть мужчина и женщина — понятие интеллектуальное. Ведь Адам оценивает это новое состояние и говорит: «На этот раз — это кость от костей моих, наречется женщиной, потому что от мужчины взята». Здесь мы видим решение Адама дать имя этому новому состоянию – состоянию мужчины и женщины.

И мы понимаем, что человек перешёл от природного, животного состояния, когда он жил как мужская и женская особь, к состоянию, когда он должен объяснить, кто он. И это – явление уникальное: человек — единственное животное, которому приходится давать себе определение. Никакой кот не говорит «я кот», он просто кот. Есть намёк в самом слове «человек»: числовое значение слова «адам» — 45, это вопрос «что» [7]. И человек задаёт себе этот вопрос всегда. С другой стороны, слово «беѓема» — домашнее животное, можно прочитать, как «ба – ма» «в нём что». То есть, решение этого вопроса уже заложено в животном. Поэтому у котов и собак не бывает психологических проблем. И хотя бывают жестокие люди, которые водят своих питомцев к психологу, специализирующемуся на психологии животных — у самих животных такой потребности нет. Собака отлично себя чувствует в роли собаки, а кот замечательно себя чувствует в роли кота. И только человек задаёт себе вопросы: «кто я?», «что я?», «в чём смысл моего существования?»

Причина греха: отсутствие диалога

Интересно, что именно после этого продвижения, когда человек стал мужчиной и женщиной, то есть, интеллектуально осознал свою идентичность – как раз вследствие этого приходит грех. Потому что сразу после этого Тора рассказывает нам, как женщина дала мужчине плод древа познания, и как змей соблазнил её – всё это приходит как раз вследствие мудрости. И это то, что может привести человека к определённому пессимизму. Он может сказать, что может быть и не стоит быть мудрым. Ведь если я мудр, я могу также и согрешить. Но в Торе всё не так: мы видим, что Тора даёт и исправление человеку после этого падения. Прежде нужно понять, откуда пришло падение? Очень просто: между Адамом и Хавой не было диалога. Ведь мы видим, что женщина говорит со змеем, и Бог говорит с женщиной, и со змеем, и с мужчиной. Но когда женщина ест от плода дерева и даёт его также мужчине — не написано, что она что-то сказала. Можно было бы изобрести какой-нибудь диалог, в котором бы женщина говорила своему мужчине:

— Дорогой муж, я принесла тебе особенный плод, потому что люблю тебя!

А он бы сказал ей:

— Правда? И что же ты мне принесла?

— О, это нечто особенное! Я принесла тебе плод от древа познания!

И тогда бы Адам сказал:

— Что?! От древа познания?! О котором сказал Бог, что это запрещено?!

— Да, но змей объяснил мне, что…

—  С какой стати? Змей ничего не понимает. Давай пойдем к змею, дадим ему пару тумаков, и ты больше не будешь есть от этого дерева.

Но так не случилось. По простой причине: мужчина и женщина не знали, что можно говорить. Потому что говорить – это говорить с кем-то. А как мужчина называл свою женщину? Он называл её «женщина». Если вы придёте в дом какой-нибудь пары и услышите, что муж говорит: «Женщина, сделай так-то и так-то», что вы подумаете о них? Эта пара нуждается в консультации у психолога. Эта пара находится в трудном состоянии, потому что он относится к своей жене как к объекту, к «женщине», а не как к тому, у кого есть имя. И поэтому не происходит диалог.

Три уровня отношений

То есть, у первой пары произошёл интеллектуальный подъём, но в нём не хватало личностного измерения. У них прибавилось разума, но не было души в отношениях. И сразу же после греха Писание рассказывает нам (Берешит 3:20): «И назвал Адам свою жену Хава». Он даёт ей имя. И с того момента, как даёт ей имя — он понимает, что у неё есть душа[8], так же, как и у него. Он узнаёт, что есть ещё личность кроме него. А она узнаёт, что есть личность кроме неё. И это то, что позволяет исправить грех.

И здесь мы видим, как я понимаю, что отношения состоят из трёх уровней — один над другим. Есть базовый уровень — биологический, природный — и это мужская и женская особь. Это легитимно так же, как это легитимно у животных. Но у человека есть ещё два уровня. Следующий уровень – разумный — это понимание, что кроме моей мысли, есть ещё мысль. Есть также третий — это личность напротив личности. Кто-то напротив кого-то. И с того момента, когда все эти три ступени существуют в человеке, мы можем говорить об успехе взаимоотношений.  А это очень непросто.

Сегодня в нашем мире, в особенности, в мире западном, есть неприятие парных отношений. Это потому, что человек отчаивается познать другого. Другой человек представляет некоторую угрозу моему внутреннему совершенству. И поэтому намного удобнее жить в состоянии разделения. И поэтому очень важно то, что пишет Тора (Ваикра 19:18): «Возлюби ближнего своего, как себя. Я – Господь», о чём сказал рабби Акива, что это великое правило в Торе. Познание воли Творца происходит как раз через взаимоотношения мужчины и женщины. «Возлюби ближнего, как себя. Я – Господь». Если ты хочешь познать Меня, ты должен познать ближнего своего. Талмуд говорит, что вершина любви к ближнему — это любовь между мужем и женой. И это то великое, что мы можем выучить из этой истории. И, возможно, что в этих трёх ступенях не всё одинаково у разных пар. Возможно, есть пары, в которых муж заинтересован в отношениях как у мужской и женской особей, а жена заинтересована в отношениях как у Адама и Хавы. И тогда нужно пойти на консультацию, чтобы выяснить, что каждый из них ожидает от той связи, что есть между ними.

[1] Адам Ришон –первый человек.

[2] Захар и некева – в иврите так называется мужской и женский род в грамматике, а также самец и самка животных. В рассказе о Творении, в Берешит 1:27 и 5:2,  Тора применяет эти определения к человеку.

[3] «И человек познал«. (Познал) еще до (описанных) выше событий: до (совершения) им греха и до изгнания из сада Эденского, (чему предшествовали) также беременность и роды. Если бы написано было «И познал Адам» и глагол, как обычно в подобных случаях, стоял бы перед именем существительным, это означало бы, что дети родились у него после изгнания. (Раши)

[4] «Зоѓар» («Книга сияния») — мистико-аллегорический комментарий к Торе, один из главных источников каббалистического учения. Традиция приписывает авторство книги одному из мудрецов Талмуда рабби Шимону Бар-Йохаю.

[5] Сторона – более точный перевод слова «цела», которое часто переводят как «ребро»

[6] Слово иша (женщина) образовано как женский род слова иш (мужчина). Оба слова встречаются в Торе впервые в этом стихе

[7] В иудейской традиции числа обозначают ивритскими буквами, и таким образом, у каждого слова есть числовое значение, равное сумме его букв. Числовое значение слова «адам» (человек) совпадает с числовым значаением слова «ма» (что) и равно 45 .

[8] Каббала указывает на связь имени с душой, см. Берешит  2:19 «живая душа имя его»

видеозапись урокаhttps://youtu.be/Tyo0LpzGAZc

Перевод с иврита – Андрей Уваркин. Научная редактура – Нехама Симанович. 

Tags

Оставить комментарий

Back to top button
Translate »
Close