Рав Ури Шерки

Избавление – следующий этап.

Лекция, прочитанная 26.4.20 в Махон Меире, к празднованию Дня Независимости

Story Highlights
  • И да будет воля Всевышнего, чтобы мы не были слепцами и да откроются глаза наши!

Итак, мы находимся в период Избавления. Это ясно и просто.

Так как определение Избавления согласно иудаизму – это выход из рабства на свободу в политическом смысле и это произошло 65 лет назад 5 Ияра 1948г. И нам повезло, что мы удостоились этого. Мы уже давно не в начале Избавления. Ошибочно говорить, что мы в самом его начале, как известно, мы уже в самом процессе Избавления («дни Машиаха»). Однако, можно говорить еще и о полном Избавлении. То есть существуют три этапа. Два из них мы уже прошли, начальный этап и само Избавление и теперь ожидаем его завершения. Понятно, что Избавление – это не конечная точка, не конец истории, а начало «нормальной» истории. Всё то время, когда народ Израиля порабощён, пока есть войны, болезни, ненависть, невежество – это не «нормальная» история. И мы ожидаем нормальную человеческую историю, которая начинается в «дни Машиаха». И так, как мы достигли «дней Машиаха», встает вопрос: какова наша цель, какой следующий этап в развитии государства Израиль и куда мы движемся? Это достаточно простые вещи, мы говорили о них раньше.

В трактате Брахот есть известная мишна, которая рассматривает стадии еврейской самоидентификации из поколения в поколение. Относительно других народов, еврейский народ обладает очень запутанной самоидентификацией. И это находит своё выражение в нашем основополагающем эпосе, или мифе, рассказывающем о наших трёх праотцах. Мы – сыны Авраѓама, а также сыны Ицхака, а также сыны Яакова, вместе взятых. И это уже само по себе достаточно запутанно. Если мы вглядимся поглубже, то увидим, что третий этап, на котором мы становимся «сынами Яакова», сам достаточно запутан по следующей простой причине. У нашего третьего отца, Яакова, в Писании есть три имени: его называют Яаков, а также Исраэль, а также Йешурун. И это уже говорит о том, что у нас тройственная самоидентификация. Есть времена, когда мы реализуем образ древнего Яакова, иногда реализуем себя как древний исторический Исраэль и есть времена, когда мы реализуем имя Йешурун. Потому, что говорим, что Всевышний из любви к Яакову назвал его Исраэль и Йешурун. Я напомню вкратце разногласие из трактата Брахот по поводу упоминания об Исходе из Египта ночью, спор между мудрецами и их оппонентом по имени Бен Зома.

Мудрецы говорят, что об Исходе есть обязанность упоминать выход из Египта, днём, но не ночью. Как сказано: «чтобы помнил ты о дне исхода своего из земли египетской все дни жизни своей». А Бен Зома считает иначе. Если написано «все дни жизни своей», то слово «все» означает добавление, и нужно упоминать об Исходе также и ночью. Мудрецы говорят: «Нет! Хотя ты прав в том, что слова «все» означает, что тут есть добавление, но оно подразумевают не добавление ночей, а добавление дней Машиаха, т.е. и в дни Машиаха мы должны упоминать об Исходе из Египта.

Всё это написано впасхальной Агаде.  В продолжении гемары, в барайте, есть ответ на приведенное высказывание мудрецов. И он не включен в пасхальную Агаду. Эта барайта очень интересна. Бен Зома сказал мудрецам: «А разве упоминают об Исходе из Египта в дни Машиаха? Ведь уже сказано «Поэтому вот наступают дни сказал Господь, когда уже не будут говорить: «как жив Господь, который вывел сынов Израиля из земли египетской»». Т.е. придёт день, когда человек захочет поклясться, он уже не будет упоминать в своей клятве Всевышнего, который вывел народ Израиля из Египта. Но будет говорить: «Как жив Господь, приведший сыновей Израиля из СССР и других стран рассеяния».

И мы видим, что в Грядущие дни, в дни Машиаха, событие возвращения евреев из России и других стран, (там не написано Россия, написано «северная страна» но это то же самое) это будет настолько важное событие, что Исход из Египта исчезнет из национальной памяти. Так говорит Бен Зома от имени пророка Йермияѓу.

Сказали ему: «Не преувеличивай! Не то, чтобы Исход из Египта полностью забудется, но просто не будет иметь такого значения. Государственная независимость будет главным, а Исход из Египта – второстепенным». О! Мудрецы также согласны, что создание государства Израиль, государственная независимость (там не написано «государственная независимость», написано «выход из – под власти царств», но это то же самое). Мудрецы согласны, что создание государство намного более значима, чем Исход из Египта, но не настолько, чтобы его полностью вычеркнуть из памяти. Я только хочу напомнить, чтобы было понятно: я, конечно, против употребления квасного в Песах и противник этого (чтобы не возникло непонимания в том, что я хочу сказать). Но хочу особо отметить одну вещь, которая очень заметна – в израильском обществе есть больше людей, жарящих шашлыки в День независимости чем тех, кто не ест квасного в Песах.  И это доказывает, что слова пророка сбылись, что в национальном сознании создание государства – это более значительное событие, нежели Исход из Египта.

Талмуд так или иначе согласен, что это более значительное событие. Разногласие лишь по вопросу насколько более значительно. Сотрется ли вообще память об Исходе или же у него останется определенное место в нашем самосознании. Эти вещи требуют некоторого пояснения. Бен Зома понимает этот стих буквально так, как он написан. Там написано, что «не будут говорить» и он понимает, что действительно «не будут говорить». Что говорят мудрецы? Написано у пророка что «не будут говорить», но имеется ввиду что «будут говорить». Но они должны это объяснить! Почему, если написано, что «не будут говорить: как жив Господь, который вывел сынов Израиля из земли египетской», нужно понимать, что имеется в виду, что всё равно будут немного упоминать об этом. Нужно какое – то грамматическое, синтаксическое обоснование для такого прочтения стиха.

Гемара говорит: да, есть такое. Например, написано: «…и больше не буду называть тебя Яаков, а имя твоё будет Израиль», но несмотря на это Писание после этого опять называет отца нашего по имени Яаков. Это значит, что «Израиль – основное имя, а Яаков второстепенное». Таким образом, мы видим, что есть некоторая параллель в словах мудрецов между двойной самоидентификацией нашего праотца, переходом от Якова к Израилю и исходом из галута и созданием государства. В чём разница? Разница очень проста: еврейская самоидентификация претерпела изменение. Вместо религиозной самоидентификации, то, что называется именем «Яаков», она превращается в национальную, то, что называется «Исраэль».

И все споры о национальной или религиозной самоидентификации в государстве Израиль происходят вокруг этого. Исраэль отменяет Яакова или же Исраэль – это дополнительный уровень над Яаковом? И в этом весь спор, который продолжается и усиливается в государстве. Например, он выражается в очень «интересном» решение МВД в отношении удостоверения личности. А именно – нужно ли там писать еврей по религии или еврей по национальности? И это действительно вопрос: еврейство – это религия или национальность? И МВД решил, этот вопрос не решать (поле «национальность» в удостоверении личности с 25 апреля 2002 года не заполняется прим. редактора.)

Но несмотря на всё это, можно сказать, что на протяжении последних лет истории впервые Израиль побеждает Яакова. Национальная самоидентификация победила и когда она победила? 5 Ияра 1948г. Израиль победил! А что же Яаков? Он ушёл в гетто. В какое гетто? Здесь, в Земле Израиля! Здесь есть своеобразные ментальные гетто. Когда впервые произошло изменение? В Шестидневную войну, когда случилось нечто интересное: Израиль и Яаков примирились и появилось религиозно – национальное самосознание, ведущее национально – религиозное движение, строит поселения и приверженцы которого носят израильские армейские куртки. Произошёл переворот и думалось, что так оно и будет продолжаться. Национально – религиозные сказали: все должны нас любить: религиозные – потому, что мы религиозные, представители национального лагеря – потому, что мы национальные! И вдруг, все нас любят! Что произошло, в чём дело? Чем мы плохи?

Конечно, мы плохие по двум причинам. Во – первых, мы представляем из себя синтез, который не все могут понять. Во – вторых, есть более глубокая причина, есть третья составляющая национальной самоидентификации, которая находится вне всего этого. И это универсальная, космополитическая составляющая, обусловленная всеобщей глобализацией.  И то, что эта составляющая не принималась во внимание – это и является причиной кризиса еврейской самоидентификации в нынешнем поколении. И этот кризис более опасен, чем религиозный кризис, потому что религиозный кризис должен был дать национальную альтернативу религии. Но в данном случае кризис еврейской самоидентификации, пост – сионизм наших дней, ставит под сомнение правомочность и важность как национального, так и религиозного, выступающих здесь как одно целое, ассоциирующиеся с расизмом и национализмом и не релевантное в наше время. И в этом суть противостояния между правыми и левыми.

Хорошо, можно сказать, что надо бороться с левыми в вопросе о кризисе еврейской самоидентификации. Нет, не надо, нужно идти по пути р. Кука, который объясняет в своих трудах, что нужно усвоить и использовать принципы противоположной стороны. Т.е. нет смысла в продолжении этого вечного противостояния между правыми и левыми и пришло время третьей стадии национальной самоидентификации и это универсальный подход. Как говорят кабаллисты «клипа кодэмет ле – при» – кожура предшествует плоду. Т.е. значимые события, которые происходят в реальности сначала проявляются в своей испорченной форме. Но это не значит, что они испорчены по своей сути, просто им необходимо проявиться. И можно сказать, что сегодня мы находимся в преддверии третьего этапа, который называется Йешурун.

Относительно этой проблемы Талмуд говорит, в том же отрывке трактата Брахот, стр.12, а. Там, где мудрецы говорят, что Яаков не стирается Израилем, но что «Израиль становится основным, а Яаков второстепенным», дальше Гемара приводит еще один пример: например, сказано: «Не вспоминайте прежнего и в древнее не всматривайтесь. Вот Я свершаю новое, ныне возникнет оно.» Кто это сказал? Пророк Йешаяѓу (43:18 – 19). Я повторю то, что он сказал: «Не вспоминайте прежнего и в древнее не всматривайтесь. Вот Я свершаю новое, ныне возникнет оно».

Мудрецы говорят: «Не вспоминайте прежнего» – это прекращение жизни под властью других стран, т.е. создание государства. «И в древнее не всматривайтесь» – это Исход из Египта. «Вот Я свершаю новое, ныне возникнет оно» – это третье событие, настолько важное по своему смыслу и значению, что оно вытесняет из национальной памяти и Исход из Египта, и образование государства вместе взятых. Вот как! Это должно быть эпохальное событие! Что это за событие?

Учил рав Йосэф: это война Гога и Магога. Талмуд говорит: «Это подобно тому, как шёл человек и на него напал волк. Он спасся от него и пошел дальше, рассказывая всем как на него напал волк. И тут напал на него лев. Он спасся ото льва и пошел дальше, забыл уже про волка, и рассказывал всем как на него напал лев. Затем напала на него змея, он, спасшись от нее уже забыл про волка и льва и только рассказывал, как на него напала змея. Так и Израиль, за последними несчастьями забываются предыдущие.» Таким образом, мы видим, что если переход от первого этапа ко второму – это переход от Яакова к Исраэлю, то переход от второго этапа к третьему – это переход от Израиля к Йешуруну. Что это за война Гога и Магога?

Война Гога и Магога – это не просто война. Она отличается от всех войн, которые знала история. Все войны, которые знала история, в том числе и история еврейского народа – это просто «тривиально – отвратительные» войны. Кто – то хочет тебя убить, что ты можешь поделать? Или ты будешь убит, или победишь. Но Слава Богу, во всяком поколении Всевышний, спасает нас от их рук. И это хорошо! Но этого недостаточно. Почему? Потому что у войн есть дополнительная цель: чтобы стало известно Имя Всевышнего в глазах всех до пределов земли.

И действительно, в книге пророка Йехезкеля в описании войны Гога и Магога ясно написано: «И Я возвеличусь, и освящусь, и появлюсь пред глазами народов многих, и узнают, что Я – Господь» (38:23). Отсюда мы понимаем, что у войны Гога и Магога есть универсальная цель – это окончательная возможность того, чтобы Имя Всевышнего стало известно во всем мире. «И станет Господь Владыкой всей земли; в тот день станет явным, что Господь Один и имя Его Едино» и все народы узнают Его Имя и Он станет Владыкой всей земли. В сущности, это и есть цель третьего этапа. Но должно ли это произойти в результате войны? И ответ – нет. Почему? Потому что война – это пророчество о бедствиях, а у нас существует важное правило: пророчество о бедствиях не обязательно должно исполнится. Почему оно не обязательно должно исполнится? Потому что позитивных результатов можно достичь другими путями.

Таким образом, если мы говорим о третьем этапе, будущем этапе нашего Избавления, мы должны заниматься универсальным культурным влиянием народа Израиля. Народы мира ожидают от нас четкого послания. Как вам известно, есть неевреи, которые нас не любят. Это известно, правильно? Но почему они нас не любят? Есть две возможные версии: они не любят нас, потому что они плохие, но у нас всё в порядке. Вторая причина: они не любят нас, и они в этом правы, потому что у нас не всё в порядке.  Такое самобичевание. И действительно, трудно принять обе эти версии, потому что не всё так просто в этом мире, всегда есть нюансы, которые понимаешь по достижении 17 – и лет. После этого мы уже понимаем, что мир сложнее, чем мы о нём думали раньше. Нужно говорить – неевреи неправы. Но шёпотом, никому не рассказывая об этом, нужно признать, они все же в чём – то правы.

Я объясню в чём тут дело: мы пришли в эту землю… Зачем? Можно просто ответить, что нам надоели постоянные преследования, гонения, мы хотели вернуться в землю наших отцов. Ну да, это центральный сюжет в дискуссии по поводу сионизма. Кстати, этот хороший сюжет, нормальный. Но с ним есть только одна проблема – он неправильный. Но он привлекательный: «нас ненавидят – так давайте возвратимся домой». Вы не хотите нас там, так мы будем здесь. Но мы не обратили внимания на то, что сделали, на какие мозоли наступили по дороге. Наступили во – о – о – о – т на такую мозоль! Что это за мозоль, на которую мы наступили по дороге? Христианская теология. Она вся строится на том, что истинность христианства находит своё доказательство в том, что евреи находятся в изгнании. Когда Герцель, да защитят нас его заслуги, прибыл к Папе римскому, чтобы просить его помощи в создании сионисткого проекта, тот ему сказал: «Я готов помочь евреям, готов пожертвовать нуждающимся и бедным, готов бороться с преследованиями. Но то, что ты, д – р Герцель, просишь, в принципе противоречит тому, во что я верю. И поэтому я не могу тебе помочь».

Другими словами, мы создали государство и этим опровергли всю христианскую теологию. Вы можете сказать, какое нам до всего этого дело? Весь мир, бывший когда – то христианским, сегодня светский. Верно, когда – то он был христианско – религиозным, сегодня он христианско-светский. Но в конечном счёте, составляющие коллективного и интуитивного подсознания народов мира остались христианскими. И поэтому, вплоть до сегодняшнего дня существует некая необъяснимая концентрация мировых СМИ вокруг всего, что касается Израиля. Всякое несущественное событие, любая песчинка вызывают бурю во всем мире. Вы в курсе сколько людей погибло в Сирии в прошлую субботу? Вы не знаете – 54, всего – то. Если бы в Израиле погибли 5.4 человека, десятая часть от этого количества, какой бы шум поднялся во всем мире! А тут 54 прошли незамеченными, как прогноз погоды. Есть тут одна необъяснимая вещь и люди, обладающие моральными принципами, спрашивают себя: как так? А объяснение очень простое – государство Израиль представляет моральную опасность для всего мира. Почему?

На протяжении многих поколений евреи находились в гетто. Не обязательно в физическом гетто, иногда это было ментальное гетто. И они действительно были праведниками, жили в святости, страхе Божьем. И всё это время они пытались передать посыл неевреям, не смея сказать буквально. Но те понимали, что мы имеет ввиду, что вы, неевреи – плохие. Смотрите, как вы себя ведёте. Что же неевреи могли сказать сами себе в ответ на такую критику? Вы, евреи, помолчите! Нет у вас государства, которым вы должны были управлять, а если бы оно было, то вы были бы такие же плохие, как и мы. Поэтому мы молчали.

По прошествии 2000 лет евреи таки создают государство. Ой, что сейчас будет! Если им удастся создать политически – моральное государство, это приведёт задним числом к критике всего, чего достигла западная культура за 2000 лет. И поэтому принимаются невероятные иррациональные усилия для доказательства только одной вещи: государство Израиль преступное! И этим занимаются постоянно. И сказать вам правду, это убеждает, нет, не неевреев, а евреев, постоянно слышащих от неевреев что они плохие, в том, что те таки правы. Несмотря на то, что это не так. Я могу подписаться под тем, что наше государство самое справедливое в мире. Оно единственное на протяжении 65 лет остаётся демократическим, несмотря на все войны, более чем порядочно относится к враждебному меньшинству внутри себя, желающему его уничтожить. Это поразительная вещь!  У нас самое лучшее государство в мире, тут не о чем говорить. Но есть тут нечто другое. Неевреи говорят: хорошо, вы пришли сюда, запутали весь мир, разрушаете нашу теологию. Но, если так, то наверняка, у вас есть кое – что сказать нам.

Был такой нееврей по имени Жан – Жак Руссо, слышали о таком? Коррумпированный человек, всех своих детей отдал в сиротские дома, но позволил себе написать книгу о воспитании и учить морали весь мир. Параноик, помимо всего прочего. Но, наверное, это уже не его вина. Так вот, он написал интересную вещь. В своей книге о воспитании, которая называется «Эмиль», он говорит, что в университете Сорбонны всем преподавателям ясно без тени сомнения, что пророчества пророка Йешаяѓу говорят о Христе. В те времена это был религиозный, христианский университет. И кто преподает в Сорбонне, тому предельно ясно, что Йешаяѓу говорит о Христе. Но среди раввинов Амстердама которых он знал, не было никаких сомнений в том, что нет абсолютно никакой связи между пророчествами Йешаяѓу и Христом. «Поэтому нельзя понять евреев, пока у них не будет своего государства и домов учения, и университетов, в которых они не будут бояться говорить. И только тогда мы сможем узнать, что есть у них сказать нам». Прекрасно, не так ли? Я бы подписался под этим.

И вот, мы здесь! Создали государство и неевреи спрашивают: «И что вы можете сказать нам?». А мы отвечаем: «Ну, мы хотим сказать для государства Израиль очень важна безопасность, и что следует понимать, что мы не пришли к соглашению, потому, что нет настоящего партнера. Но мы стараемся по мере сил быть хорошими и у нас тоже есть гомосексуалисты, пабы, ночные клубы, и у нас также есть экономика и мы любим отдыхать. И, помимо всего прочего, мы тоже посылаем спасательные команды и гуманитарную помощь в очаги бедствия. На Гаити, в Турцию. Мы – часть западной демократии, мы – работаем заслоном от исламского фундаментализма, мы – ваша частичка!

– И для этого вы сюда пришли? Так вы нас обманули! Ок, верните «территории», они не ваши! Если у вас нечего нам сказать, то это признак того, что эта земля не ваша! Это была ошибочная сделка, вы обманули нас!

И поэтому народы мира правы. И в этом смысле я сказал вам: «шёпотом, шёпотом», не говорите им, что они правы, так как они ожидают, что мы скажем им нечто особенное.

Всё это касается не только западного мира, несмотря на то, что он является главной культурной силой человеческой цивилизации. И мы видим, что эти же ожидания исходят и со стороны мусульманского мира. И тут мы опять наступили на таку – у – у – ю мозоль, что даже не представляем себе на какую. Мусульманский мир по определению не может принять существование государства Израиль, точка! И вот почему: с любой теологической точки зрения государство Израиль – это абсурд. C точки зрения исламской теологии – это захват пространства, которое является исламским по определению, часть Дар – аль – ислам (земля ислама) и даже не часть Дар – аль – Харб (земля войны) и поэтому нельзя было позволить евреям это осуществить. И если они нас поддержат, то они отвернутся от ислама и что им за это полагается по закону шариата, по исламскому закону, я даже не хочу говорить. Но мы на это говорим, но ведь мы снабжаем их электроэнергией, водой, строим дороги, здравоохранение. Вы понимаете, о чём вы говорите речь? Вы говорите о взятке, когда они с их точки зрения говорят о ценностях. И можно было бы сказать, что у нас с ними всего лишь разборки между соседями. Всем знаком известный пример, который привел один израильский писатель, когда человек говорит: забрали у меня балкон, но я согласен и на пол балкона, чтобы перестали со мной ругаться. Если речь идёт о споре соседей, то тогда это похоже на спор по поводу того, как проходят границы между Люксембургом и Бельгией. Представьте себе границу в несколько километров, между холмами и по поводу которой есть разногласия где она точно проходит. Что делать? Созываем международную комиссию, идут на компромиссы, компенсации тут и там. В конце концов, мы не хотим вечно ругаться! Подобным образом можно рассматривать и арабо-израильский конфликт, как спор соседей. Как всего лишь спор соседей о том, где должен проходить забор. Ну, в самом деле! Ссориться из – за этого всё время! Ты призываешь всё мировое сообщество против нас, обвиняешь нас в том, что мы властвуем над другим народом, устраиваем им апартеид. Из – за чего? Только ради контура границы? Давай уже урегулируем это! Интересно, сколько времени уже говорим об этом? 65 лет говорим об этом, не так ли?

Так, может быть, дело в чём – то другом? Может быть, этот конфликт – это борьба цивилизаций? Здесь происходит борьба за культурную гегемонию в мире. Чья культура является лидером цивилизации. Эта борьба происходит между исламским миром и западным миром, а евреи в этом вопросе хранят молчание.

И пришло наше время что – то сказать. Скажу больше, когда мы смотрим на политическую ситуацию, на положение государства Израиль, мы видим одну вещь: ситуация нестабильна. Т.е. мы не в обычном, нормальном положении типа Швейцарии, когда для того, чтобы ее раскачать должно произойти нечто из ряда вон выходящее. И напротив, ситуация во всех смыслах нестабильна как в мире, так и в государстве Израиль. С экономической точки зрения, общая ситуация в мире, в глобальном мире, нестабильна. Сегодня происходит одновременно скрытая и открытая борьба между экономиками США и Китая, не в пользу Америки. Сегодня имеются конкретные данные о нарушении экономического, и как следствие этого, военно – государственного баланса во всем мире.

Если мы говорим о Ближнем Востоке, то не нужно вам объяснять, верно? Есть ли нормальная страна на Ближнем Востоке? Насчитайте хотя бы одну. Хорошо, не найдёте. Есть что – то такое, от чего мы не можем абстрагироваться. И ещё: в государстве Израиль, в границах государства Израиль есть некая нестабильность. Есть народ Израиля, у него есть демократическое государство и он удерживает в своих руках, не по своей воле, на территориях, которые ему не нужны, население, властвовать над которым он не хочет, но которое, несмотря на все это, и не достойно, чтобы над ним властвовали. Есть тут некая нестабильность.

Давайте продолжим и дойдём до Иерусалима. Есть в Иерусалиме место, хоть и небольшое, но значимое – Храмовая гора. Это как печеная, обжигающая, картошка. Никто не знает, что с ней делать. И это тоже является одним из факторов нестабильности, когда ты не знаешь, что делать. Ты можешь постоянно себя обманывать и говорить: мы сделаем вид, что ситуация типа стабильная, возведём рациональные и приемлемые границы, всё юридически оформим ну, и всё в таком духе. Но в итоге мы находимся сегодня на бурлящем вулкане всего человечества. И если кто – то думает, что эта ситуация так и будет продолжаться более 20 лет, я думаю, что он нерационален. Сегодня мы находимся на стадии, когда объективная реальность заставляет нас меняться. И это может идти в двух направлениях: или это отступление назад от мечты об Избавлении в общем смысле или взятие на себя ответственности за приближение Избавления и за всё, что для этого потребуется.

Кто мы обычно, оптимисты или пессимисты? Оптимисты, правильно? И если так, то что будет? Позитивная сторона, правильно. Но наша оптимистичность реалистична и поэтому можно предположить, что положительные изменения произойдут также благодаря и негативным вещам. Можно сказать, что в итоге Властелин мира ведёт нас к нашим целям путём милосердия.

И ещё один пункт в недостаточной стабильности государства Израиль – он связан с религиозной самоидентификацией. Религиозность в государстве Израиль является причиной постоянного трения. Мы немного светские, немного религиозные, немного соблюдающие традиции, немного ультаортодоксы, немного либеральные и не можем точно определить что это такое. И есть некий идеал, о котором мы слышим из разных слоев общества: давайте сделаем что – то типа кантонизации государства Израиль, что – то типа «ближневосточного двора, хутора» где у каждого будет своё место. Полная наивность! Это как будто ты берёшь очень нестабильную ситуацию, фотографируешь её и получившаяся картинка – это то, что будет. Но картинка не ждёт тебя, она продолжает развиваться дальше. Поэтому мы вынуждены признать, что должны случиться изменения и они направлены в сторону положительного синтеза. Религиозные, национальные и универсальные компоненты должны встретиться друг с другом. И это ещё не всё.

Сегодня мы находимся в положении, о котором, возможно, не хотим слышать, но это – факт. Есть много таких людей среди народов мира, которые приходят к нам и просят о наставлении. Хотят, чтобы евреи научили их быть хорошими. Такого не было последние 2000 лет. А сегодня – это реальность, таких десятки тысяч, разбросанных по всему миру. Я связан с ними через движение «Бней Ноах». И мы видим, что люди во всём мире внимательно прислушиваются. Мы удивляемся, и это действительно интересно, что мы удивляемся. Ведь так написано в Пророках, не так ли? Что одновременно с нашим возвращением в Сион придут народы слушать и внимать.

«Пой и веселись, дочь Циона, ибо вот прихожу Я и обитать буду среди тебя, слово Господа» – и каким образом это произойдёт? Путём создания государства Израиль. «И присоединятся народы многие к Господу в день тот» – так написано. Что значит «и присоединятся народы многие»? Что означает слово «народы» в Танахе? Народы, т.е. целые народы присоединятся! «И присоединятся народы многие к Господу в день тот, и станут они для Меня народом Моим»! Слышали такое выражение? Что это за «народ Бога»? Это мы, так ведь? И вдруг, Всевышний, благословен Он, говорит: у меня есть еще несколько таких, которые будут Моим народом! А что тогда будет с нами? Не беспокойтесь, в конце стиха сказано: «И Я обитать буду среди тебя, и узнаешь, что Господь Воинств послал меня к тебе. И возьмет Господь во владение Иеѓуду, удел Свой на Святой Земле, и снова изберёт Иерусалим». Т.е. будет второе избрание народа Израиля, но во второй раз это будет сделано не ради самого народа Израиля, а ради всего человечества. Мы выйдем из состояния сосредоточенности на себе, чтобы стать «народом священников» для всего мира, «царством священников». «А вы священниками Господа названы будете» – и тогда народы мира достигнут, как мы ожидаем, ступени народа Израиля, они так же станут «народом Бога». А мы станем ««народом священников» и наши священники достигнут ступени первосвященника, как написано в книге пророка Йехезкиеля, что тогда даже простые священники не смогут жениться на вдове (как первосвященник). А первосвященник достигнет уровня «супермэна», который в свою очередь, достигнет уровня «спайдермэна»J.

Чтобы достигнуть этой ступени, чтобы выполнить эту миссию, нам нужно подняться на нашу настоящую ступень.

Есть в Талмуде, в трактате Брахот на стр. 30а: «Сказал раби Йоханан от имени раби Шимона бар Йохая: «запрещено человеку наполнять свои уста смехом в этом мире»». Почему нельзя смеяться? По – видимому, этот мир не смешной. И поэтому раби Йоханан сказал: «запрещено человеку наполнять свои уста смехом в этом мире», т.е. запрещено пребывать в абсолютной радости. Нельзя, так как сказано: «Тогда наполнятся наши уста смехом», только «тогда». Когда «тогда»? Когда сказано будет в народах мира: «Великое чудо сотворил Господь с этими» (Пс.126).

В Талмуде сказано: «Говорили о Рейш Лакише (как вам известно, Рейш Лакиш был учеником раби Йоханана): «Он ни разу не наполнял свои уста смехом в этом мире с тех пор, как услышал раби Йоханана, своего рава»». Я повторю это предложение, т.к. есть в нём что – то ненормальное. «Говорили о Рейш Лакише, что он ни разу не наполнял свои уста смехом в этом мире с тех пор, как услышал раби Йоханана, своего рава». Где жил Рейш Лакиш, в этом мире или в мире грядущем? В этом мире, тогда слова «в этом мире» лишние. Можно сказать: «Говорили о Рейш Лакише, что он ни разу не наполнял свои уста смехом с тех пор, как услышал раби Йоханана, своего рава», и это понятно, что «в этом мире».

Разъяснил рав Йеѓуда Ашкенази, что значит в «этом мире»? Имеется в виду во время молитвы! Когда человек молится, он осознаёт недостатки этого мира. И когда человек молится, он не может смеяться. Молитва дело серьёзное, мне хочется плакать пред Всевышним! А когда человек находится не в «этом мире»? Во время учёбы, мы занимаемся «идеальным миром», обсуждаем нерелевантные проблемы практической Галахи удивительным образом. Обсуждаем законы утреннего жертвоприношения тамид. Какое жертвоприношение тамид? У нас нет Храма, нет ничего, и ВАКФ (мусульманский совет по управлению Храмовой Горы, при. ред.) чинит нам препятствия на Храмовой горе. Нет, я сейчас обсуждаю это чисто теоретически, и это мир радости. И когда Рейш Лахиш молился, он не смеялся, а когда занимался Торой, «его уста были полны смеха».

И это объясняет, почему на протяжении многих поколений центральным местом еврейской молитвы является Стена плача, место, куда идут плакать. Но сегодня кое – что начинает меняться. Люди идут к Стене плача радостные. Ой, извините, сегодня 9 Ава, нельзя говорить «шалом»! Однако радуются. Это перестало быть местом плача. Ты берёшь такси, говоришь: отвези меня туда, где плачут евреи. Ок, отвезу тебя в налоговое управление J.

Что – то изменилось, но что? Молитва стала радостной, но при этом, учёба стала серьёзной, почему? Потому, что ученье происходило из теоретического мира, а сегодня оно становится практическим. Приходят неевреи и спрашивают: ну, и что есть у вас сказать? Это серьёзный вопрос и надо знать, что им ответить. И на сей раз это серьёзно. Можно сказать, что сейчас мы в серьёзном положении и должны подняться на свой истинный уровень.

И тогда нам нужна «большая» Тора. В мидраше Коѓэлет раба на стих «суета сует, всё суета» сказано, что вся Тора в этом мире – «суета». Суета по сравнению Торой Машиаха. Очевидно, есть в нашей Торе пробел, который нужно заполнить. От нас требуется подняться на больший уровень в изучении Торы. Какой основной пробел в нашей Торе? Написано: «Божественная Тора беспорочна, возвращает душу…».

Рав Цви Йеѓуда, да будет благословенна память праведника, говорил: ведь есть люди, изучающие Тору, а она «возвращает душу» и несмотря на это они недовольны, не получают удовлетворения. Есть много таких, кто изучает Тору, но чувствует себя плохо. В чем дело? По – видимому, их Тора не беспорочна, т.е. ты усердно учишь Тору, но она «не беспорочна». Что же тогда «беспорочная» Тора? Только когда Тора «возвращает душу» она «беспорочна» и если она «не беспорочна», она «не возвращает душу». Чего здесь недостаёт?

В мирдаше Ялкут Шимонисказано: «И дал вам Тору в этом мире, а в будущем мире дам вам жизнь». Т.е. есть разрыв между Торой и жизнью. У кого не было этого разрыва? У Праотцев. Мы знаем и как говорят мудрецы: «Беседы слуг наших Праотцев лучше Торы сыновей». Что это за беседы? Так, ничего особенного, глупости. И если Праотцы занимаются глупостями или неважными вещами – это Тора. Но уровень, которого у нас нет. У нас, или же ты занят делами этого мира и это не очень серьёзно, или же изучаешь Тору и это серьёзно. И выходит, что есть некое разделение внутри нашей души. Это разделение нужно устранить. Нужно вернуть Тору к жизни, а жизнь к Торе. И в этом, согласно раву Куку, да будет благословенна память праведника, из его книги «Орот ѓа – Тора», состоит предназначение Земли Израиля.

Не просто так Благословенный вернул нас в эту землю, а это включает и сельское хозяйство, и наукоемкие производства, и биржу, и искусство. Таким образом, есть многие жизненные сферы, которые мы привыкли ставить за рамки святости. Однако мы должны вернуть их к святости или, выражаясь языком р. Кука в книге «Орот ѓа – Кодеш», «способствовать распространению святости во все сферы жизни». Это не подразумевает придание этим сферам религиозного оттенка, вроде как повесить мезузу над воротами государства. Говорится о чём – то более глубоком, нужно открыть святость, которая находится во всех сферах жизни. И поэтому сегодня имеется тенденция к духовному возрождению в области культуры, искусства и нам нельзя быть к этому безучастным. В особенности на высшем этапе еврейской самоидентификации, которым является пророчество.

Итак, то что хотят от нас услышать народы мира здесь, в Израиле – это слово Бога. Как написано: «И будет, в последствии дней утвердится гора дома Господня как вершина (всех) гор, и возвысится над холмами, и устремятся к ней все народы. И пойдут многие народы, и скажут: «Давайте взойдем на гору Господню, в дом Бога Яакова, чтобы Он научил нас путям Своим и чтобы пошли мы стезями Его». Ибо из Циона выйдет Тора и из Иерусалима слово Господне» (Йешаяѓу, 2:2). Обратите внимание на этот стих, мы часто поём его, но не обращаем внимание на то, что речь идёт о народах мира. Да – да, в своём пророчестве Йешаяѓу обращается к народам мира. «Ибо из Циона выйдет Тора» – куда она выйдет? К народам мира. «И из Иерусалима слово Господне» – что значит «слово Господне»? Это пророчество, верно? В Гемаре прямо написано, что «слово Господне» – это пророчество.  Об этом написано: «И будут бродить они от моря к морю и с севера к востоку, скитаться будут в поисках слова Господня, но не найдут его» (Амос, 8:12). Таким образом, это этап, когда в народе возникает потребность в проявлении духа святости и этот этап не может осуществиться. И тогда ощущается сильная боль в национальной душе, которая выражается в сокрушении сердца из – за того факта, что мы не можем дать ответ народам мира. Слава Богу, мы достигли этого этапа. Достигли такого состояния, когда ищем, но не можем найти слово Бога.

Откуда мы знаем, что пришло время позаботится о народах мира? Очень просто: до тех пор, пока ты заботишься только о себе, ты идёшь и проигрываешь в этом марафоне. По простой причине: сегодня народ Израиля разделяется на две категории людей, когда ты спрашиваешь их «что такое быть евреем». На тех, кто говорят, что «быть евреем» – это помогать бедным эритрейцам и тех, кто говорит, что «быть евреем» – это закрыться в йешиве на всю жизнь. И сегодня между этими двумя полюсами нет никакого взаимодействия. И получается, что вся та критика, которая слышится в отношении еврейского народа, продолжается и усиливается. И это признак, что мы не выполняем возложенную на нас функцию. Более того, есть некая поляризация, между правыми и левыми, между теми, кто говорит, что нужно заниматься только евреями и теми, кто говорит, что только народами мира. И, по – видимому, и те, и другие ошибаются. Есть великое правило – крайности всегда ошибочны. И где находится решение? В универсальном аспекте еврейской самоидентификации. Признать, что мы пришли сюда, чтобы оказывать влияние на народы миры. И, кстати, не я это говорю, это говорят пророки! «И иди себе из страны своей в Страну, которую Я тебе покажу. И Я сделаю тебя народом великим, и благословлю тебя, и благословятся в тебе все семейства земли»! (Берешит, 12:1 – 3). Но что мы говорим: «мы маленькие, у нас много своих внутренних проблем», так всегда можно сказать. Но есть важное правило в психологии: чтобы решить маленькие проблемы, нужно искать проблемы большие. И когда ты решаешь большие проблемы, все маленькие проблемы теряют смысл. О чём вы спорите? О цветочном горшке на балконе? Глупости, верно? Когда идет мировая война, вопрос куда поставить горшок становится несущественным. Или же ты сразу найдёшь ему место (:.

Вот в таком положении мы находимся сегодня. Народы мира не спрашивают нас, готовы мы или нет. Они уже приходят и требуют. И есть у нас правило: «Тогда скажут народы: Великое сотворил Господь с этими» (Пс.126). Что делает еврей каждое утро? Он включает радио, чтобы услышать, что говорят неевреи. Однажды утром он включает радио и слышит: «Великое чудо сотворил Господь с этими». С какими «этими»? А, с нами! Тогда мы будем очень рады! То есть, если неевреи говорят об этом, тогда и простые евреи готовы к этому, и религиозные и в конце концов присоединяются даже раввины. Они тоже будут готовы. И это только первые шаги. Есть интересное явление, хоть оно и огорчительно, но существует: где произносят Ѓалель (читаемая по особым дням молитва, выражающая хвалу и благодарность Богу, состоит из псалмов, прим.ред.) вечером и где его не произносят? В йешивах есть тенденция не произносить Ѓалель вечером на День независимости, а в синагогах, наоборот чаще склоняются к тому, чтобы произносить. И интересно здесь то, что происходит со стороны общества, оказывается более продвинутым.

Понятно, что поскольку происходит продвижение, то возникают определённые группы в обществе, которые становятся всё более и более нерелевантными. И это т.н. «закрытые общества».

Что это за общества? Это те, кто категорическим образом подчеркивает лишь один аспект еврейской самоидентификации. И если мы говорили, что мы и Яаков, и Израиль, и Йешурун, то тот, кто жаждет только религиозности, т.е. только Яакова или же тот, кто хочет только национальный аспект, или только космополитизм, т.е. только Яаков, только Израиль или только Йешурун, в конечном итоге уходит в сторону с центрального направления. Остаётся только тот, кто способен совмещать все эти три качества. И с помощью тех, кто способен развивать их все вместе, религиозную, национальную и универсальную составляющую, станет возможно для других тоже подняться на этот уровень. То есть он также ответственен за продвижение еврейской самоидентификации. И мы не сможем вечно молчать перед народами мира. И это значит, что мы никогда не сможем устраниться от того, чтобы построить новые отношения с израильскими арабами. И это не обязательно должен быть территориальный компромисс, предоставление гражданства и тому подобное. И может быть, это – воплотить абсолютно по – новому ѓалахическую идею о гер – тошав (проживающий в земле Израиля, прим. ред.), которая позабыта и позаброшена в глубинах нашего подсознания. И может так статься, что ситуация вынудит нас решить вопрос с Храмовой горой. И не удивляйтесь, если через 20 лет будет отстроен Храм, возобновятся служения и возникнет необходимость обучать как приносить жертву хатат. И вот придётся брать в автобус блеющего ягненка, тащить его по жаре в хамсин (период горячих ветров, прим. ред.). И всё это вы увидите, как будут окроплять кровью жертвенник, как представители организаций по защите животных будут всё это фотографировать и говорить, что это нехорошо. Поймите, это реально и это действительно может произойти.

Я приведу схематичный пример, почти карикатурный, между правым и левым. Правый говорит: вы, левые, ненавидите Израиль, вас волнуют только арабы! Левый отвечает: а вы, правые, ненавидите арабов, вас волнуют только евреи. Правый говорит: что? Неевреи? Это вообще не важно! Левый отвечает: что? Евреи? Это вообще не важно! И расходятся. Это первый сценарий.

Второй сценарий – правый говорит левому: меня действительно волнует твоя проблема, волнуют арабы. Я люблю арабов. Но я думаю, что самое лучшее, чтобы я мог предложить для арабов и для всего мира, это заполнить всё пространство от Нила до Эфрата поселениями. И это действительно будет хорошо для всех. «И благословятся в тебе все семья земли».

Левый отвечает: «Мне кажется, что ты немного чокнутый… Но я рад видеть, что мои проблемы волнуют и тебя. И если честно, когда я сказал, что проблемы евреев меня не волнуют, я не это имел ввиду.»  То есть, по крайней мере тут уже есть сближение.  Когда ты заявляешь, что намерен построить поселение на холмах где – то в отдалённой части Иудеи и Самарии, то встаёт вопрос: для кого ты это делаешь.  На благо евреев или на благо всего мира? Пока существует разделение между этими двумя вопросами, твоя самоидентификация несовершенна.

И да будет отстроен Храм в скорости, в наши дни, амен!

Зал отвечает: «Амен!»

Рав: «Не говорите «амен», делайте это!»

Человек, он всё время спрашивает: как приблизить Избавление? Давайте устрожать – накладывать и тфилин Раши, и тфилин рабену Там, будем тщательно изучать законы о запрете злословия, будем стараться изо всех сил помогать ближнему, изведём измором всех некошерных червей. Такой подход, по сути, приводит лишь к задержке Избавления. Очень просто, потому что Избавление не зависит от соблюдения заповедей. Избавление зависит от твоих практических действий по его приближению. Ты хочешь Машиаха? Давай посмотрим на тебя, приведи его, в чём проблема? Что значит «Машиах»? Царь из дома Давида? Ты хочешь, чтобы был царский режим? Поработай над этим, поищи кого-нибудь из дома Давида, чтобы поставили его во главе и будут тебе «дни Машиаха», в чём проблема? А, должен ещё воевать? Мобилизуй своих учеников! – Мобилизовать??? Да, да, мобилизуй! И что, они построят Храм? Нельзя ли привлечь для этого тайландских рабочих? Всё это лишь вопрос насколько ты серьёзен. Таким образом, во всех этих благих разговорах о том, что мы принесём Избавление, есть что – то глубоко противоречащее Избавлению. И нужно это понимать.

И если Храм действительно будет построен, что произойдёт в реальности? И вообще, зачем он вообще будет построен, что в этом хорошего? Мы хотим возобновить связь, которая оборвалась. Связь между нашим миром и трансцедентальным оборвалась 2000 лет назад. И пришло время восстановить её. Этот канал пересох, он жаждет проявиться. Это и будет следующий этап. И что тогда произойдёт?  Возобновится культура пророчества.

Рав Кук говорит, что это уже началось в его время. Есть у него 8 сборников, в 4 – м сборнике, параграф 17, вы, конечно, помните?

«И буду прислушиваться и услышу, из глубины души и чувств моего сердца взывает голос Бога, – Так рав Кук пишет о себе: И вострепещу трепетом великим. Настолько я опустился, что буду лжепророком? Что скажу: Господь послал меня, когда не открылись мне слова Господа».

Чувствуется некое сомнение у рава, что с ним происходит?

«И услышу голос моей души звучит».

И тогда он получает ответ на то, что с ним происходит:

«Ростки пророчества прорастают»,

т.е. это ещё не пророчество, но уже видны ростки. Духовный уровень рава Кука был таков, что он принадлежал этим мирам:

«И сыны пророков пробуждаются, дух пророчества плывёт над землёй Израиля, ищет пристанища. Требует новых героев, полных силы и святости, могущих всё обустроить. Будут говорить только правду, расскажут, как открылось им Слово Господа. И не солгут, и не подольстятся. И дух свой проявят в вере».

Это опасные вещи, то, что я сейчас читаю, правда? Ведь в нескольких закрытых отделениях (психиатрической) больницы в Гиват Шауле есть люди, которые слышали эти вещи. Так что теперь, не читать? Если есть опасные вещи, то их не изучать? Но нет у нас выбора. Наши мудрецы как-то уже сказали глубокую мысль: «Жизнь – это не пикник».

«И дух веры, который дороже золота воодушевит народ. И встанет Израиль на ноги и почувствует свою избранность с древних времен, и узнает, что не ложь перо писца, не ложь облачает величие.  И когда многие народы презирают и считают его ничтожным народом»,

То есть, когда другие народы говорят, что мы плохие:

«есть у него извечная избранность. И стремится к своей извечной силе, его сила Бога, сила мудрости, искренности и честности».

Вы знаете, о ком он говорит? О евреях. Как они выглядят? Не всегда они соответствуют тому возвышенному образу, о котором рав здесь говорит. В особенности, неудобно говорить об этом, о внешнем виде еврея, соблюдающего традицию. О его внешнем облике, не только о том, как он одет. Многое из того, как он выглядит, говорит об ограниченности его жизни, об искривлении формы. Рав говорит:

«И если традиция… »

Что значит традиция? Еврейская традиция из поколения в поколение:

«В ее многочисленных одеяниях ещё не явила своей красоты»,

она не эстетична, не привлекательна. Не волнуйся, – говорит рав:

«Придёт пророческий дух и первым делом прояснит то что есть в их сердцах, ясным языком. И ясный язык повлияет, даст силу отторгнутым. И высшую божественную избранность Израиль узнает в духе Бога, который на нем. Который только в его стране откроется ему. И издалека вспомнит то, что забыл. И вспомнит, что его эта земля, огромной ценности, просторная для него, и гордость вечная перед всеми народами, и поднимется на ноги Яаков».

Что такое ноги? Это нижняя часть тела. И слабые стороны еврейской самоидентификации возвысятся.

«И разные еврейские семьи общины соберутся вместе».

Что это за разные семьи? Есть разные составляющие еврейского самосознания. Разные общины, партии и каждый несёт в себе особую частичку этого понятия. Поэтому нужно взять этого, того, немного отсюда, немного оттуда.

«Заброшенная земля будет отстроена. И дух Божий будет пребывать на потомках, бывших в забвении. И во мгле, и в темноте глаза слепых прозреют».

Можно сказать, что всё это хорошо, рав красиво рассказывает, но в реальности мы видим, что процесс Избавления деградирует и умирает. Всегда найдутся такие, кто так говорит. Это только вопрос, что видят их глаза. Мы молимся об этом: «И да увидим мы своими глазами, как Ты с милосердием вернёшься в Сион». Интересно! Нужно молиться о наших глазах? Именно тогда, когда Всевышний возвращается в Сион? По – видимому, именно тогда, когда Всевышний возвращается в Сион, божественный Свет настолько силён, что некоторые ослепляются и думают, что это тьма.

У любого обновления всегда есть противники. Более того – это ясно, что они будут. И в этом суть. Это вопрос насколько правильно ты видишь вещи. Поэтому мы молимся: «и да увидим мы своими глазами, как Ты с милосердием вернёшься в Сион». Мы молимся, чтобы, когда Всевышний возвращается в Сион, у нас были глаза увидеть, что Он возвращается. Есть такие, кто не способен видеть.

Как сказал пророк Йешайяѓу: «Кто слеп, если не раб Мой, и глух, если не вестник Мой, которого Я посылаю? Кто слеп, как безупречный, и слеп, как раб Господень?»  Это шокирует! Ты можешь быть рабом Господа, но слепым.

И да будет воля Всевышнего, чтобы мы не были слепцами и да откроются глаза наши!

Весёлого праздника Независимости!

* Слова, выделенные синим цветом, содержат пояснения, появляющиеся при наводе на них мышки.

видеозапись урокаhttps://youtu.be/arnvlTwIQY4
Перевод с иврита – Матан Мохин. Научная редактура – Нехама Симанович. 

Эта лекция ориентирована на израильскую аудиторию студентов Махон Меира (учебное заведение для молодежи религиозно-сионистского направления в Иерусалиме). Тем не менее, мы посчитали, что ее содержание имеет важное значение и для более широкой публики, включая бней ноах. Стиль статьи сохраняет стиль свободной беседы рава Шерки с аудиторией.

Tags

Оставить комментарий

Back to top button
Translate »
Close