Рав Ури Шерки

Первая ѓалаха Талмуда

Story Highlights
  • Нам нужна энергия оптимизма, бурлящая молодая жизнь и умение преобразовать тьму в свет.

С какой ѓалахи начинается Талмуд? Каждый, кто изучал Мишну, может сказать, что первая ѓалаха —  это время чтения «Шма» в вечерней молитве. Но это неверно. Талмуд так говорит о первой мишне: почему в мишне сказано «с того часа, когда коѓены приходят есть труму», а не сказано «со времени выхода звезд»? И Талмуд разъясняет: это должно научить нас тому, что время, когда коѓены приходят есть труму – это время выхода звёзд. Почему важно знать, когда коѓены приходят есть труму? Чтобы мы знали: то, что грехоочистительная жертва еще не принесена, не препятствует священнику есть труму. Коѓэн может есть труму после того, как он очистился от ритуальной нечистоты. Но он сможет принести жертву только на следующее утро. Несмотря на это, он может есть труму, он может прийти и есть то, что считается святым, несмотря на то, что он не принес искупительную жертву. И это самая первая ѓалаха, которую нам нужно выучить, еще до всего остального.

Возникает вопрос, почему это так важно? Чтобы ответить на этот вопрос нужно вспомнить особенности того исторического периода, когда была записана Мишна. Мишна была записана в период, когда уже нет жертвенника, когда разрушен Храм. В мире возникает христианство, которое утверждает, что поскольку нет у народа Израиля грехоочистительной жертвы, то Израиль — больше не народ Бога. И поэтому, когда начали записывать Устную Тору, во времена галута, необходимо было доказать, что грехоочистительная жертва не препятствует святости. И только тогда можно записать Мишну.

По сути, состояние народа Израиля в галуте было состоянием чтения «Шма» в молитве Арвит. Арвит – это вечерняя молитв, ночное время, время отсутствия, время, когда Всевышний не раскрывается. И мы утверждаем, что, несмотря на то, что мы находимся в состоянии ночи, все-таки «Господь Бог наш — Господь Един», Всевышний делает единым Свое Имя для Израиля. Получается, что начало Мишны – это посев семян, начало оптимизма в мире сумрака. Возможно, это необходимо и нам в этот период, когда, на первый взгляд, тьма покрывает землю, люди входят в беспокойство, ведут апокалиптические беседы, спрашивают: «что будет?», и так далее. И мы должны знать, что даже в состоянии Арвит, то есть, ночью, мы читаем «Шма», вспоминаем, что Всевышний – Бог Израиля. И это, по сути, состояние «ничто». Мы начинаем с положения «недостатка».

Время ночи – это время, когда человек, по сути, чувствует свое ничтожество. И чем заканчивается весь огромный процесс Устной Торы? «Дать в наследие любящим меня Присутствие» (Мишлей8:21, процитирована в последней мишне последнего трактата Мишны: Окцим 3:12). То есть, цель не лежит в «ничто», в «недостатке». Цель в том, чтобы построить жизнь и наполнить ее Присутствием. И это великое учение всей Мишны. Чтобы понять смысл Торы, нужно читать её от начала до конца. От начала, которое в Отсутствии, до конца, который весь наполнен Присутствием. И мне кажется, что это также задача движения молодежи. Молодежь естественным образом более оптимистична, вся жизнь перед ней. И это именно то, что нужно нашему обществу сегодня. Нам нужна энергия оптимизма, бурлящая молодая жизнь и умение преобразовать тьму в свет. И ночное чтение Шма преобразовать в мир, наполненный 310 мирами.

* Слова, выделенные синим цветом, содержат пояснения, появляющиеся при наводе на них мышки.

видеозапись урокаhttps://www.youtube.com/watch?v=X6yXqBQZr3E
Перевод с иврита — Андрей Уваркин. Научная редактура- Нехама Симанович.

Tags

Оставить комментарий

Back to top button
Translate »
Close