Единство реальности и двойственность жизни

Из уроков по книге «Путь Творца» Рамхаля

Вопрос единства реальности всегда занимал людей. У людей есть внутренняя потребность в единстве, потому что они чувствуют разлом в своей душе. С одной стороны, я – высокоразвитая обезьяна или природный разум. И в этом смысле я по сути не отличаюсь от животного. С другой стороны, я ощущаю, что во мне есть некая высшая искра, которую можно назвать душой. В любом случае, она наделяет меня личностью. И её я не купил в супермаркете. Душу не продают упакованной в магазине, она приходит из другого места.

И человеку очень трудно жить с этой двойственностью. Поэтому есть склонность или говорить, что душа – это иллюзия, и мне только кажется, что я – душа, а на самом деле, это машина. А можно сказать наоборот: мне кажется, что есть законы тела, природы, а на самом деле, всё есть душа. И это конфликт, с которым живёт человек. И это породило в мире четыре разных направления.

Но в их описании я хочу использовать библейские термины.

В Писании слово, обозначающее силы природы – это Бог (Элоѓим)[1]. А божество, которое обращается к человеку, обладающему личностью, душой, свободой выбора – это Господь (ѓа-Шем)[2]. Господь и Бог. И есть четыре разных подхода.

Древние язычники сказали бы: «Всё Господь». То есть, если я чувствую, что я – личность, значит и всё в реальности – личность, включая солнце, луну и звёзды, и реки, и землю. Всё – личность. Поэтому они искали во всём божественную личность, к которой можно обратиться. В библейских понятиях, языческое восприятие мира можно сформулировать в словах «всё – Господь, всё – Йуд-Ѓэй-Вав-Ѓэй».

Есть противоположное мировоззрение, которое было распространено в 19-м веке в философии позитивизма. Позитивистский подход утверждает: «Всё природа». Это только кажется, что личность человека уникальна, а в сущности, человек – это машина. Всё можно объяснить ионными связями в мозге. Тебе кажется, что ты – кто-то, а по сути, ты всего лишь что-то. В библейских терминах мы бы сказали: «Всё Бог». Это позитивистский подход.

Есть третий подход – подход пророков. Пророки раскрыли нам, что «Господь – есть Бог»[3]. То есть, все боги, которых ты видишь, на самом деле, Господь – эти боги. Тогда получается, есть два аспекта: Бесконечность раскрывается как Господь и раскрывается как Бог. Но в конечном итоге, моральная основа преобладает, это главное, а природная основа – второстепенное. Господь находится во всех богах.

Четвертый подход похож на третий, но противоположен. Это подход Спинозы, который говорит: эти боги – Господь. То есть, все явления, которые ты видишь в реальности, сумма всех этих явлений – это божественное. То есть, действительно есть два аспекта, но моральный аспект вторичен по отношению к природному. И поэтому, когда пророки говорят «Господь есть Бог», они опровергают четвёртый подход: Господь – Он Бог, а не боги – они Господь. Но правы мы, ученики пророков, и мы говорим, что Господь – есть Бог.

И необходимость говорить это следует из двух благословений: «Создатель светил» и «Избравший свой народ, Израиль»[4]. Поэтому сразу после этого я провозглашаю: «Слушай Израиль, Господь – Бог наш». Господь – это имя Йуд-Ѓэй-Вав-Ѓэй, Бог наш – это свойство природы.  Но всё это – Господь один. Почему не сказать: «Господь Бог наш – один»? Мы повторяем слово «Господь», чтобы сказать, что главное – это Господь, и Он – Бог.

– Какая разница между третьим и первым подходом, ведь если мы говорим «Господь есть Бог», значит всё – Господь, как в первом подходе?

Но это не так. Господь есть Бог, Он прячется там, как будто носит маску. И эта маска – Бог. Природа реальна.  Яблоки падают из-за законов гравитации, а не потому, что у них есть желание упасть. По большому счёту, Господь хочет, чтобы были законы гравитации, и поэтому яблоки падают. Но это скрыто под некой маской. То есть, Господь инкогнито присутствует в этих богах. Есть высказывание одного философа: «Природа – это Бог инкогнито». Он где-то здесь, но на это не обращают внимания. Тогда это отличается от подхода анимистов[5], которые считают, что всё – это духи и личности, без причинных законов.

[1] Элоѓим (Бог в русской традиции перевода) – нарицательное Божественное имя. Грамматически это существительное во множественном числе, но обычно согласуется с глаголом в единственном. Оно символизирует «множественность высших сил, действующих как единое целое», Всесильный. Имя Элоѓим обозначает мировой порядок, проявление Бога в Законе, Порядке и Суде. Служит также для обозначения других высших сил, а также власти, суда и «других богов».

[2] Непроизносимое четырёхбуквенное Имя YHWH, Тетраграмматон (Господь в русской традиции перевода). В отличие от имени Элоѓим, которое применяется также к другим мировым силам, ответственным за Природу, Закон и Порядок, Имя Йуд-Ѓэй-Вав-Ѓэй относится исключительно ко Всевышнему, это Его «собственное» Имя. Грамматически оно может быть воспринято как активный залог глагола «быть», что можно перевести как как «Тот, Кто заставляет быть» или «Тот, Кто является причиной бытия». При обращении ко Всевышнему (в молитве или при публичном чтении Торы) это Имя произносится как Адонай (Господь), но когда об этом Имени говорят в третьем лице, обсуждая смысл Торы или молитвы, – его заменяют на ѓа-Шем (букв. the Name, Имя с определённым артиклем). Это имя говорит нам о Всевышнем, проявляющемся в личностном плане, стоящем над естественным природным миром.

[3] Дварим, 4:35, 4:39. Млахим, Алеф 8:60 и др.

[4] Два благословения, которые читаются перед утренним Шма.

[5] Вера в одушевленность всей природы.

Перевод – Андрей Уваркин.

Оригинал на иврите

[1] двекУт – прилипание, причастность – беспредельная преданность Богу, искренняя привязанность к Нему, предписанная Торой.

[2] хохмА – мудрость, наука, знание.

[3] Таанит 4, Мидраш Танхума – Экев, 11.

[4] тЭфах (ладонь) – мера длины, ширина четырех сомкнутых пальцев, т.е. около 8 см.

[5] Золотой телец – идол в форме тельца, сделанный Аароном по требованию народа у подножия горы Синай, в то время, когда Моше получал Тору. Моше, вернувшись с горы, разбил полученные скрижали, уничтожил золотого тельца и сурово наказал народ

[6] Йеѓуда Лейб Бен Бецалель (известен как Маѓараль из Праги) (1512-1609) – крупнейший раввин, мыслитель и ѓалахический авторитет 16-го века

[7] Первое из десяти речений Синайского откровения начинается со слов: «Я – Господь Бог твой, который вывел тебя из Египта …».

[8] Рав Шломо Ицхаки (известен как Раши) (1040-1105) – автор классических комментариев к Танаху и Талмуду, духовный вождь еврейства Северной Франции

[9] Тосафот – комментарий к Талмуду, составленный группой раввинов 12-13 века в Европе, вместе с комментарием Раши, включается во все печатные издания к Талмуду

[10] Гмара – свод дискуссий и анализа текстов Мишны (устного закона), вместе с Мишной составляет Талмуд

Добавить комментарий