Основные понятияРав Ури ШеркиСтатьи-Основные понятия

Зарождение человеческой цивилизации в главе Берешит

8-й урок рава Ури Шерки для Бней Ноах по книге Брешит

Зарождение городской культуры

На прошлом уроке мы начали говорить о развитии городской культуры, которое началось с Каина. Культура, которая пошла от Каина – это городская культура.

«И познал Каин жену свою, и она зачала и родила Ханоха. И построил он город, и назвал город по имени сына своего: Ханох»[1]. Смысл самой идеи постройки города в том, чтобы организовать пространство природы, которая в своём диком виде привела к насилию и убийству — сделать его пространством, соответствующим свойствам человека. Это называется «построить город». Город делает природу пространством, в котором ценности устанавливает человек. И в этом есть потенциал для исправления. Хотя нет гарантии, что этот потенциал будет реализован. Мы видим, что город он назвал Ханох — по имени своего сына. То есть, человек отказался от своего имени и отдал его городу. В этом есть определённый регресс — человек видит себя не как личность, а как жителя города, как исполнителя некой функции. Это подобно тому, как на вопрос «кто ты?» — отвечают: «я – житель Тель-Авива, я – житель Иерусалима или Нью-Йорка…». Проблема здесь в том, что, когда человек определяет себя по месту, в котором живёт — он сбрасывает с себя глубину своей моральной самоидентификации и передаёт её месту. И последствия этого мы видим в продолжении рассказа.

«У Ханоха родился Ирад».  Ирад на иврите можно прочитать как «ир йарад» — город опускается. То есть, город приводит к падению.

«Ирад родил Мехуяэля[2]» — следствием этого становится то, что город стирает имя Бога. Сам город становится личностью, которая не нуждается в Боге.

«Мехуяэль родил Метушаэля». Метушаэль можно перевести как «искоренение имени Небес из сердца человека». И это именно то, что пытался сделать светский государственный строй, установленный во времена Французской революции – устранить божественное основание из общества.

«Метушаэль родил Лэмеха». Лэмех от слова «понижение», «тот, что снизу». Мы видим понижение уровня человека от благородства до низости. Свойство ЛэМеХ, согласно комментарию каббалистов, это переставленные буквы слова МэЛеХ (царь).  МэЛеХ — это первые буквы слов – Моах (мозг), Лев (сердце) и Кавэд (печень). Что властвует в человеке? В идеальном человеке мозг (то есть, разум) властвует над сердцем (то есть, чувством), которое властвует над печенью (то есть, импульсивными побуждениями человека). Сначала разум, потом чувства, потом побуждения. Общество, в котором больше нет божественной основы, в котором не ищут познания Всевышнего — такое общество называется ЛэМеХ. Чувства становятся важнее разума – сердце перед мозгом.

Разделение ценностей этики и эстетики

«И взял себе Лэмех двух жён». До сих пор мы не слышали о двух жёнах. Адам и Хава – пара, и это отлично работает, всё человечество началось от одной пары. А здесь у нас новое состояние: взял себе Лэмех двух жён. Здесь речь идёт об обществе, в котором нужны две жены, потому что женщина исполняет двойную функцию. Но эти две функции противоположны друг другу. Одна функция в том, чтобы приносить потомство. А вторая функция — быть красивой. Согласно понятиям современного общества, и видимо, также и древнего — чем больше женщина рожает, тем менее она красива. И если она хочет быть красивой женщиной — она не должна рожать. И поэтому идея Лэмеха была в том, чтобы взять себе две жены – одну для рождения детей, другую — для красоты. Наши мудрецы говорят, что, видимо, часть женщин в то время применяли «напиток бесплодия», т.е. некое средство, которое делало их бесплодными, чтобы сохранялась их красота. И это то, что написано здесь:

«Имя одной: Ада, а имя второй: Цила». Имя Ада происходит от арамейского слова «беременность». То есть, это та жена, которая приносила потомство. Цила – это та жена, которая в тени (цель), или в которой главное – звук (цлиль), который она издаёт, а не её суть. Здесь мы видим общество, которое разделяет ценности — ценности эстетики и ценности этики или жизни, разделяет между внутренней и внешней частью жизни. С этого все начинается портиться. И у этого есть последствия.

Зарождение экономики и искусства

«И родила Ада (и это предсказуемо, что она родила) Яваля». Это имя, Яваль – особенное, оно напоминает нам того, кто предшествовал ему – Ѓевеля. Яваль и Ѓевель – слова от одного корня. Но ведь это семья Каина! В семье Каина возникает попытка усвоить свойства культуры Ѓевеля. Но каким образом – «и родила Ада Яваля, он был отец живущих в шатрах со стадами». Его профессия уникальна — на первый взгляд, это именно та профессия, которой занимался Ѓевель. Но есть громадное отличие: про Ѓевеля было сказано, что он пастух овец, про Яваля – что он жил в шатрах со стадами. Пастух – это тот, кто «передвигается и скитается»[3], а «живущий[4] в шатрах» — это тот, кто остается на месте. Слово «роэ»пастух также похоже на слово «рэут» — дружба. Роэ – это тот, кто берёт ответственность за других. Он, в сущности, воспитатель, и поэтому все наши пророки начинали как пастухи. Ѓевель – пастух, а Яваль – тот, у кого есть микнэ[5] – имущество, как у Каина. То есть, это освоение профессии Ѓевеля но в стиле, характерном для Каина.

«А имя брата его – Юваль». Юваль также походит на Ѓевеля. «Он был отец всех играющих на гуслях и свирели». Мы видим, что Юваль использует музыкальные инструменты. Первым, кто стал их использовать, был, видимо, сам Ѓевель. Ведь пастуху, чтобы водить овец, нужна флейта. У Юваля также есть музыкальные инструменты, но здесь это уже становится системой. Он изобретает музыку, искусство. На первый взгляд, это неплохо, но давайте продолжим.

Зарождение технологии и индустрии развлечений

«И Цила, также и она родила». Что значит «также и она»? Имеется в виду, что это произошло неожиданно,  потому что она не должна была рожать. Видимо не сработали противозачаточные средства. И поэтому родился нежеланный ребёнок. Ребёнок, которому говорят: «Тебя не должно было быть». Такое отношение приводит к тому, что ребенок угнетен. И каково следствие: «… и она родила Туваль-Каина». Это сложносоставное имя: Туваль – от корня Ѓевель, так же, как Яваль и Юваль, но это Туваль-Каин. И чем же он занимался – «он ковал орудия из меди и железа». Он использует технологию для создания оружия, то есть, орудия убийства. Но в этом есть и что-то от Ѓевеля — ведь первым, кто использовал железные инструменты, был, вероятно, Ѓевель – ведь пастух овец должен их стричь. А чтобы стричь, нужны ножницы. Значит, необходимо было создать некий режущий инструмент. И возможно, Ѓевель также резал своих овец, когда приносил жертвы. Ведь понятно, что он не приносил в жертву живой скот — он сначала резал его. Так что Туваль-Каин использует изобретения Ѓевеля, но в стиле Каина.

«А сестра Туваль-Каина Наама». Наама – от слова нОам, приятный. Приятность – это то, что наполняет пространство свободного времени. Сегодня говорят о культуре досуга. Досуг – это то, что наполняет жизнь приятностью, наслаждениями, развлечениями. И это также похоже на ремесло Ѓевеля — ведь он тоже был человеком, у которого было свободное время. У пастуха есть время для созерцания, для поэзии.

Итак, мы видим здесь общество, которое даёт волю чувствам, и у которого есть четыре вида занятий. У Яваля, Юваля, Туваль-Каина и Наамы есть четыре занятия: экономика, искусство, технология и досуг. И эти четыре занятия достойны человека. Когда мы хотим убедиться, что в каком-то месте была развитая культура – мы ищем эти четыре занятия. И на первый взгляд, всё в порядке, но всё же чего-то не хватает в этом обществе. Мы рассмотрим это чуть дальше. Но пока нам описаны, в сущности, хорошие вещи, из которых состоит жизнь — экономика, искусство, технология и развлечения. И дальше происходит что-то очень интересное.

Новая попытка диалога

«И сказал Лемех своим жёнам». Лемех говорит! Впервые мы видим успешный разговор. Ведь между Адамом и Хавой мы не обнаружили никакой беседы. Во всяком случае, Тора не упоминает факт беседы между ними. А если в Торе нет об этом свидетельства – это значит, что если и был между ними разговор – он не достоин называться разговором. В истории с Каином и Ѓевелем мы видим, что Каин попытался поговорить с братом, но это ему не удалось, и всё закончилось насилием и убийством. А здесь впервые мы видим человека, который говорит, и мы знаем, что он сказал. Ему удалось сказать. Так что, на первый взгляд, тут есть прогресс. Давайте посмотрим.

«И сказал Лемех жёнам своим: Ада и Цила, послушайте голос мой, жены Лемеха, внимайте слову моему» — это немного разочаровывает. Он говорит им: слушайте, у меня есть что сказать. Почему бы вместо всех этих предисловий не сказать просто, что есть у него. Если ему пришлось дважды сказать: слушайте меня, жёны Лемеха, внимайте слову моему – значит, судя по всему, они не хотят его слушать. Они отказываются слушать его слова и не реагируют на него. В чём причина? Мы видим это в продолжении:

«Я убил мужа в язву мне и отрока в рану мне» — иными словами: я требую слушать меня, так как я из тех, кто умеет убивать. Этот разговор – разговор угрожающий. И хотя формально это разговор, но внутренне он ещё не свободен от насилия, он наполнен убийством. И поэтому жёны не могут услышать его. Но всё же тут есть некая надежда на продвижение – мы видим здесь нечто великое.

Зарождение духовной культуры

«И познал Адам ещё жену свою и родила сына, и назвала его Шет, потому что положил мне Бог семя другое вместо Ѓевеля, которого убил Каин». О чём говорит родившая его женщина: верно, что Ѓевель убит, но у меня есть новый Ѓевель – Шет. Шет – от слова основа, базис. И снова возникает вопрос: что мы выиграли? Ведь до этого Ѓевель был убит Каином. И если Шет – вместо Ѓевеля, то и его Каин убьёт? Но здесь говорится о новой версии Ѓевеля: это такой Ѓевель, который не позволит себя убить. Это такой Ѓевель, который готов использовать инструменты Каина, если потребуется. Это можно назвать «голос, голос Ѓевеля, а руки – руки Каина»[6]. Это, в сущности, прототип идентичности Израиля, которая появится в процессе истории в будущем. И это то, о чём здесь написано: «вместо Ѓевеля, которого убил Каин» — то есть, теперь он будет сильным, у него будет основание, фундамент.

Давайте попытаемся понять, каков идеал человека в роду Каина. Если определить одним словом человеческий идеал общества каинитов, я бы сказал «богатый». То есть, человек, у которого есть власть, экономика, культура, технология и развлечения – это богатый человек. Богатство в традиции иудаизма – не есть зло. Иногда в христианстве и других религиях мы видим почитание бедности. И хотя иудаизм уважает бедных, как сказано в Теѓилим, «скромные наследуют землю»[7], но с другой стороны мы не найдём, чтобы богатство считалось чем-то постыдным, ведь богатство можно использовать как во благо, так и во зло. Как написано в книге Дварим: «и когда будет много  у тебя серебра и золота, и всего у тебя будет много, смотри, чтобы не возвысилось сердце твоё, и не забыл ты Господа Бога твоего»[8]. Но можно в той же мере прославлять Всевышнего цдакой, жертвоприношениями. И поэтому богатство как таковое не осуждается иудаизмом. Но оно относится лишь к одному измерению человеческой души – материальному. Есть также другое измерение – духовное, которым, видимо, в семье Каина не занимались.

И дальше выясняется, что это было занятием семьи Шета. Именно в семье Шета занимались духовными вопросами. Мы видим, что сына Шета звали Энош[9], и он призывает имя Господа — изобретает религию. И также про Шета сказано: «Адам жил сто тридцать лет и родил сына по подобию своему, по образу своему, и нарёк ему имя Шет»[10]. То есть, Шет – человек по образу Божьему, как Адам. Это означает, что он использует свой разум, чтобы познать Бога, как пишет Рамбам в начале «Путеводителя заблудших». Сына Эноша зовут Кейнан. Кейнан – это маленький Каин. То есть, он берёт интуицию Каина и приспосабливает её к потребностям культуры Шета. Есть мидраши, которые говорят, что Кейнан был одним из величайших мудрецов мира. После Кейнана родился Маѓалалэль[11], он прославляет Бога — в противоположность Мэтушаэлю[12] и Мэхуяэлю[13], которые искореняют понятие о Боге из души человеческой. Потом родился Йеред. Йеред – от слова раскрытие, «и спустился Господь» [14]. У Йереда родился Ханох, который ходил с Богом. От Ханоха родился новый Лэмех, который говорит: «этот утешит нас в работе нашей и в страданиях рук наших от земли, которую проклял Господь»[15]. Лэмех изобрёл плуг, согласно нашим мудрецам, чтобы преодолеть проклятие Адама. И это говорит нам о том, что он занимался профессией Каина – то есть, возделывал землю. Но он хотел преодолеть проклятие, которое лежало на этом занятии. И он – отец Ноаха, который, как известно, праведник, знающий Бога.

 

Основа для пророчества

И если одним словом определить человеческий идеал семьи Шета, то я бы назвал это словом «мудрец». Мудрец занимается духовными вопросами, богатый занимается материальными. Быть мудрецом несложно, если посвящать всю жизнь только этому. Быть богатым несложно, если посвящать всю жизнь только этому. Настоящая трудность в том, чтобы быть одновременно и мудрецом, и богатым. Здесь нужна внутренняя гармония человека, и об этом сказали наши мудрецы, что пророчество обитает только на мудром, богатом и сильном[16]. Мудрец занимается духовным, богатый – материальным, а гибор (сильный) совмещает оба этих качества. И тогда мы видим, чего не хватало в семье Каина – это мудрости. То, чего не хватало в семье Шета – это богатства. А значит, в новом обществе будут нужны сильные (гиборим).

И мы видим в конце описания семьи Шета: «в то время были на земле исполины, после того, как сыны Элоѓим стали входить к дочерям человеческим, и они стали рожать им сильных, это издревле славные люди»[17]. Под «сынами Элоѓим» имеются в виду потомки Шета[18], «дочери человеческие» — это семья Каина[19]. «И стали рожать им сильных (гиборим)». Гиборим – это то, что объединяет в себе оба свойства. Согласно нашим мудрецам, Наама, сестра Туваль-Каина, стала женой Ноаха. Тогда получается, что Шем, Хам и Йефет – это сильные. Они приходят, чтобы построить альтернативное человечество, в котором может раскрыться пророчество израильского типа. И оно представляет альтернативу прежнему миру, который, к сожалению, завершился потопом, как мы увидим в следующий раз.

Вопрос. Остались ли сейчас в человечестве потомки Каина? Есть упоминание в Пиркей де раби Элиэзер, что жена Хама была из потомков Каина, есть также упоминания, что египтяне произошли от потомков Каина, а также Итро…?

Очень трудно сказать, потому что описания, которые дает Тора, очень краткие. Например, когда Тора говорит, что осталась только семья Ноаха — это исторический факт, или были ещё племена в мире? Например, есть мидраш о том, как царь Шломо спросил демона Асмодея о людях, живущих с другой стороны земли, тот привёл ему одного из них, и когда Шломо спросил его: «откуда вы?», тот ответил: «из потомков Каина мы». Так что это разделение между каинитами и ѓевелитами не ясно до конца. Есть об этом интересная статья рабби Шем Тов Гефена в книге его исследований. Но в целом, это очень большой вопрос.

Оригинал https://www.youtube.com/watch?v=SaotKijsa0s

[1] Берешит, 4:17 и далее

[2] Мэхуяэль – стирающий Бога.

[3] Именно так звучало наказание Каина в Берешит, 4:12.

[4] Букв. сидящий.

[5] Микне – имущество, а также скот, который был основным имуществом в культуре скотоводов. Слово «микне», которое в 4:20 переводят как «стада», одного корня с именем Каин.

[6] Ср. Берешит, 27:22

[7] Тэѓилим, 37:11.

[8] Дварим, 8:13-14.

[9] Энош – человек.

[10] Берешит, 5:3

[11] Маѓалалэль – восхваляющий Бога.

[12] Мэтушаэль – забывающий Бога.

[13] Мэхуяэль – стирающий Бога.

[14] «И спустился Господь» — так описывается в Торе раскрытие Всевышнего, см. Шмот, 19:20, 34:5, Бамидбар, 11:25, 12:5.

[15] Берешит, 5:29.

[16] Гибор – сильный, букв. преодолевающий

[17] Берешит, 6:4

[18] Сыны Элоѓим – род тех, кто интересуется Элоѓим.

[19] Род тех, кто интересуется только тем, что нужно для удобной жизни человека.

Related Articles

Оставить комментарий

Back to top button
Translate »